Человеческие чувства список

Что такое, и какие бывают чувства и эмоции: определение, названия

В православной психологии различают разные группы чувств. Так, есть чувства телесные, есть душевные, а есть чувства, характеризующие эмоциональные состояния человека.

Первые две группы чувств являются принадлежностью человека и относятся к его особенностям.

Телесные чувства — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание — определяют способность человека испытывать различные (соответствующие этим чувствам) психофизические ощущения от внешних раздражителей. Благодаря обладанию данными чувствами человек может видеть окружающие его объекты (доступные зрению); слышать различные звуки, шумы; различать запахи; воспринимать вкус пищи и пития; осязать то-то и то-то.

Обладание душевными чувствами (чувственной силой души) позволяет человеку определять происходящее с ним или в окружающей его действительности как приятное — тягостное, вызывающее довольство — неудовольствие и т. п.

Иное понимание следует вкладывать в понятие «чувство», когда речь заходит о третьей группе чувств. В данном значении «чувство» интерпретируется как внутреннее ощущение определенного психологического состояния, например, страха (чувство страха), тревоги (чувство тревоги), тоски (чувство тоски), любви (чувство любви), стыда (чувство стыда), симпатии или антипатии, ревности, доверия или недоверия и пр.

К третьей группе чувств можно отнести и чувства, связанные с проявлением греховного расположения души, например, чувство зависти, чувство ненависти к ближнему, а также чувства, которые в разных случаях можно отнести как греховным, так и к не греховным, скажем, чувство обиды или чувство гнева.

Заметим, что некоторые из представленных в третьей группе чувств следует отличать от их проявления. Так чувство гнева может не проявляться вовне. В этом случае человек, испытывающий это чувство, будет выглядеть ровным, спокойным, дружелюбно настроенным по отношению к тому, на кого гневается.

Проявление эмоций и чувств

Эмоции – мгновенная реакция человека на происходящее вокруг него. Эмоции проявляются у человека на животном уровне, появляются и исчезают. Проявлением эмоций может быть:

  • Огорчение
  • Грусть
  • Радость
  • Уныние
  • Равнодушие
  • Злость

Чувства – это тоже эмоции, но на постоянной основе, они длятся долго. Чувства возникают в процессе долгих мышлений, переживаний, на основании жизненного опыта. Чувства бывают:

  • Самое большое и постоянное чувство – любовь, но скорее всего, не мужчины и женщины, а матери и ребенка, и наоборот.
  • Чувство долга перед родителями, семьей.
  • Чувство преданности супругу.
  • Чувство ответственности за семью и детей.
  • Некоторым людям знакомо чувство вдохновения на интересной работе.

Фундаментальные эмоции

Эмоции человека психологи разделяют по качеству переживания. Американский психолог Кэррол Э. Изард написал об этом целую книгу «Психология эмоций», в которой представил теорию дифференциальных эмоций.

Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций:

  1. интерес-возбуждение,
  2. радость,
  3. удивление,
  4. горе-страдание,
  5. гнев-ярость,
  6. отвращение-омерзение,
  7. презрение-пренебрежение,
  8. страх-ужас,
  9. стыд-застенчивость,
  10. вина-раскаяние.

Этот автор относит первые три эмоции к положительным переживаниям, а остальные семь – к отрицательным. По мнению К. Э. Изарда каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, отличающихся по степени их выраженности. К примеру, в рамках одномодальной эмоции как радость можно дополнительно выделить:

  • радость-удовлетворение,
  • радость-восторг,
  • радость-ликование,
  • радость-экстаз и другие.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

Теперь давайте в списке раскроем понятие фундаментальных эмоций из книги «Психология эмоций»:

  1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
  2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
  3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляет внимание на новый объект и может переходить в интерес.
  4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
  5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
  6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
  7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
  8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
  9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
  10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Если чувство гнева нередко оценивается как греховное, то не противоречит ли это библейским указаниям на то, что Бог гневается?

Гнев нередко связывается в Писании и святоотеческой литературе с грехом или даже оценивается как проявление греховной страсти. Однако, далеко не всякая форма гнева является греховной. Многое зависит от того, что именно послужило причиной гнева и как именно он проявляется.

Так, в Евангельской притче о Царстве Небесном) это Царство уподобляется человеку-царю, устроившему брачный пир для своего сына и позвавшему «званых». Но когда те, под различными предлогами, отказались идти на пир, а некоторые из них даже дерзнули оскорбить и убить царских рабов, царь разгневался и покарал убийц. Ясно, что в данной притче гнев не рассматривается как грех.

Что же касается прямых библейских указаний на гнев Божий, их вообще нельзя воспринимать буквально, в том смысле, будто Бог перешёл из одного эмоционального состояния в другое: из спокойного в гневливое. Как всесоверешнный и неизменяемый, Бог всегда Себе равен, всегда Себе тождественнен. Божий гнев означает здесь Божью реакцию на беззаконие, проявление Божьей Правды.

Таблица чувств и эмоций человека

То, что в психологии понимают под чувствами как эмоциональной жизнью человека, в христианской антропологии соответствует чувствам и в какой-то степени – эмоционально-чувственной стороне «сердца«. Сердце св. отцами понимается более широко, не только как эмоциональный орган, но как центр всех телесно-душевных и духовных сил человека.

По их представлениям оно не есть лишь мышечный насос, перекачивающий кровь по сосудам, а представляет собой духовный центр всей жизни человека.«Сердце телесное есть мускулистый серчак – мясо, – писал епископ Феофан Затворник, – но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг для ума» /Феофан Затворник. 1994, с.112/Св.

отцы пишут, что сердце способно мыслить и оно является вместилищем чувств, что ему присущи эмоции радости, скорби, страха, решимости и прочее. Сердце есть трон и «седалище души». В Библии написано: «Больше всего оберегаемого оберегай свое сердце, ибо от него исходит жизнь» (Притч. 4:23).Св. отцы подчеркивают, что в глубине сердца сокрыта любовь.

В нем открывает себя Бог. Сердечный человек есть человек духовный; процесс самопознания связан с глубинами сердца. Истинная молитва исходит из чистого сердца. Апостол Петр в своем первом послании говорит: «Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5:8). «Сердце чисто созижди во мне Боже» (Пс. 50), – взывает царь Давид.

Человеческие чувства список

«Тогда как умом человек хочет все собрать в себя, а волею – себя выразить вовне сердце пребывает в себе и вращается внутри, не исходя. Видно, что оно лежит глубже тех сил деятельных, – пишет св. Феофан Затворник, – и составляет для них как бы подкладку или основу. Однако… оно не то же для них, что сцена для действующих на ней лиц, а само принимает живое участие в их движениях» [Феофан Затворник. 2003, с.422]. Св.

Феофан предлагает рассматривать сердце как центр сил и как точку соприкосновения со всем сущим вне нас.Развивая мысль о сердце как о точке соприкосновения или седалище симпатии, св. Феофан пишет о том, что человек может иметь сочувствие, живой союз с тем, что ему приятно – и выделяет три таких области: 1) Бог; 2) Божественный порядок вещей, мир духовный и 3) мир вещественный /Феофан Затворник. 2003, с. 505/.

  1. Что сладостнее Божественного? – спрашивает св. Феофан. Необходимым следствием живого союза с Богом должно бы быть у человека бесстрастие ко всему другому, – полагает святитель. Если сердце – сосуд, и его наполнить Божественным, то места другому не найдется. Однако сердце грешника любит услаждаться чувственным, в нем есть один какой-нибудь предмет, в котором оно пребывает денно и нощно и который есть то, что заменяет Бога. Страсть есть идолопоклонство /там же, с. 424/
  2. Сочувствие человека миру духовному – это симпатия  к ангелам и людям. Признак отчуждения от духовного мира – неверие в ангелов, равнодушие к людям. Отделившись от сродных себе братий, замечает св. Феофан, человек любуется отражением своего лица с радужным его осиянием в вещах, среди произведений своего ума и деятельности или среди людей, при посредстве которых может питаться его самодовольство /там же, с. 427/.

Мера погашения страстей есть мера сроднения с человечеством и ангелами, желание все человечество обнять единым объятием и считать родным последнейшего в свете человека.

  1. Сочувствие с миром вещественным – это отношение к природе, к живым тварям – радование творениям Божиим.

В «сердце» как центре всех сил человека, в том числе и чувств, можно различать чувства духовные и животно-чувственные /Феофан Затворник, 2003/:1) Духовные чувства суть те изменения в сердце, которые происходят в нем от созерцания или воздействия духовного мира. Иначе их называют религиозными чувствованиями.

Словами «религиозное чувство» обозначается та группа чувств, которые связаны с представлениями о Боге и сверхчувственном мире. До революции у нас чаще говорили о чувствованиях и чувствах, а в последнее время стали употреблять и термин «переживания» [Василюк. 1984].Основные виды религиозных чувств: благоговение, благодарность, преданность, почитание, ревность, радость, страх Божий, смирение, вера, надежда, любовь.

«Всех благ, или нравственных доброт начало, средина и конец, если хочешь, и хороводитель и главарь – вера, надежда и любовь – сия триплетная и боготканная вервь, – паче же всех любовь…» [Каллист и Игнатий Ксанфопулы. 1900, с.195]. В русской богословской литературе об этих чувствах написано достаточно подробно.

В психологическое поле зрения первой попала вера. По библейскому, лаконичному, но емкому слову: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вера ведет человека к Богу: «Вера, показывая человеку любовь Божию, нравственно сродняет человека с Богом. Человек видит в Боге Отца, готового его принять.

Это нравственное сближение завершается в крещении…» [Сергий (Страгородский). 1991, с.48].Затем происходит постепенное возрастание веры (2Кор. 10, 15; 2Фес. 1, 3). Поэтому вера имеет свои качества и степени: «вера по богопреданным словесам двояка: одна, общая всем православным христианам, в которой сначала крещения прияли мы, и с которою наконец буди и отойти отселе, а другая есть достояние редких людей, таких, кои чрез исполнение сих боготворных заповедей, востекши до состояния быть по образу и подобию Божию, и таким образом обогатившись божественным светом благодати, всю свою надежду утвердили в Господе…» [Каллист и Игнатий Ксанфопулы. 1900, с.198].

Но кроме возрастания веры, может происходить и обратное – ее уменьшение и ослабление – вплоть до полного безверия. Когда же безверие в обществе становится массовым – это показатель того, что оно больно: «Есть болезнь, усиливающаяся с каждым годом, о врачевании которой пора всем позаботиться. Она разрушает жизнь личную и семейную, извращает общественную, подрывает государственную, убивает церковную.

Это – оскудение веры, это распространение духа неверия в нашем отечестве!» [Амвросий (Ключарев). Т. 1, с.87]. Безверие – духовная болезнь.Родовое чувство, из которого проистекают все прочие религиозные чувства, есть благоговение к Богу. Чувство благоговения состоит из глубокого умиления и полной преданности Богу.

Оно есть признание непосредственного присутствия в нашем духе Бесконечного. В нем конечное ощущает себя незыблемо утвержденным в лоне Бесконечного, чувствует, как оттуда приходит к нему животворное влияние творческой силы. В благоговении соединяются: возвышение духа, смирение, упование и самоотвержение [Назарьев. 1904].

Вера в то, что Бог заботится о человеке, вызывает в нем чувство благодарности и чувство преданности воле Божией. Любовь к Богу рождает в душе чувство ревности.Ревность к Богу есть чувствование неудовольствия, скорби, при виде того, как имя Божие хулится в людях; есть стремление распространить славу Божию между людьми, а также, радость, происходящая при виде истинного богопочитания.

Религиозная радость есть приятное чувство души, состояние довольства, спокойствия и душевной тишины, она рождается или вследствие общего настроения всей жизни, или вследствие совершения какого-либо христианского подвига.Чувство вездеприсутствия Божия, боязнь оскорбить правду Божию и трепет человека за свою виновность и малость пред Богом, соединенные с любовью к Нему, называются Страхом Божиим.

Через Страх Божий христиане уясняют свои истинные обязанности к Богу, поэтому Страх Господень, как условие этого знания, есть начало Премудрости. Блажен тот человек, который имеет в себе Страх Божий.2) Душевныечувства – это движения сердца, вследствие душевной деятельности /Феофан Затворник. 2003, с. 435/.Среди них св.

Феофан Затворник выделяет: – теоретические (любознательность, чувство истины, убеждения, сомнения, неверие, недоумение и пр.);– практические – это движения сердца в связи с деятельностью воли (здесь можно различать чувства самости, эгоистические и симпатию/несимпатию к людям); добрый христианин осязает красоту добродетели;

– эстетические – действие изящных, прекрасных предметов (изящное – это удачное выражение в чувственной форме чего-нибудь духовного); худое направление вкуса извращает духовные чувства /Феофан Затворник. 2003, с. 440/.Люди по природе своей вожделевают прекрасного, говорили св. отцы.3) Низкие, чувственно-животные чувства.

  1. ясность сознания (изумление, испуг);
  2. волю (страх, гнев);
  3. на само сердце, которое скучает, скорбит, досадует, завидует, раскаивается, мятется мнительностью /Феофан Затворник. 2003, с. 444/.

Низшие чувства свирепствуют в человеке и властвуют им, если человек потерял власть над собой, предал себя влечению обстоятельств, не управляет собой.Сходные размышления об эмоциональной жизни человека можно найти и у других святых отцов. Главное чувство человека и стержень его жизни, по христианским воззрениям, есть любовь.

В святоотеческой литературе описаны различные чувства человека: надежда, радость, удовольствие, страх, стыд, гнев, печаль и др.О радости св. Иоанн Златоуст писал: «Если хотим… радоваться, много к тому имеем случаев. Ибо если утвердимся в добродетели, то ничто уже нас не будет печалить; ибо добрые надежды внушает она тем, кои приобрели ее, … и неизреченное производит в них удовольствие.

Ибо хотя многого труда стоит утвердиться в добродетели, но зато она много радует совесть и столько производит внутреннего удовольствия, что никаким словом выразить нельзя» [цит. по: Кашменский. 2002, с. 182].Самая высокая радость – о Господе. «Радуйтесь о Господе», – призывал апостол Павел (Фил. 4:4).

«Небеса поведают славу Божию (Пс. 18:2), располагают зрителя красотою своего блеска удивляться Создателю и любить Его» /Кашменский. 2002, с. 180/.«Блаженны все боящиеся Господа» (Пс. 127:1) – они вкушают блаженство.Радость есть удовлетворение желаний, наслаждение приятным, забвение неприятного. Удовольствия и радости желают все, для этого и трудятся.

Не земные блага, не свойства вещей радуют нас, а мысль наша печалит и радует нас, – тонко замечает св. Иоанн Златоуст. «Если мы настроим ее, каковою ей быть должно, то будем иметь залог всякого благодушия… здесь все зависит от свободной воли» [Кашменский. 2002, с. 175].Кто хочет находить в чем-либо удовольствие, тому наперед нужно быть веселым и иметь расположение к радости от здорового умеренного питания, от любимого дела, от дружбы, чадолюбия, от воспоминания о минувших бедствиях, от сладкопения и музыки, от красоты человека и Божьего мира и Его Премудрости.

«Никому, никому нельзя жить без печали, равно как без всякого удовольствия, ибо сего не вынесла бы наша природа», – писал пр. Иоанн Златоуст /цит. по: Кашменский. 2002, с. 170/. Добрыми удовольствиями можно почитать те, которые не соединены с печалью, не оставляют повода к раскаянию и не приносят вреда, не выходя из границ, им назначенных, и в результате приводят к душевному веселию /Кашменский. 2002, с. 172/.

Удовольствия пр.  Иоанн Дамаскин разделяет на душевные и телесные. Душевные – это те, которые ощущает одна душа; телесные – те, в которых участвуют душа и тело. Собственно удовольствий одного тела нет /Иоанн Дамаскин, 1992/. Все телесные удовольствия кажутся весьма горькими по сравнению с удовольствием внутренним.

Ибо ничего нет приятнее чистой совести и доброй надежды. Кроме того, пр. Иоанн различает удовольствия истинные и ложные; удовольствия от познания и созерцания, и чувственные. Телесные удовольствия бывают естественные и необходимые (пища, одежда) и естественные, но не необходимые (плотское совокупление);

также ни естественные, ни необходимые (пьянство, сладострастие, пресыщение) /там же/.Между печалью и радостью среднее – надежда, полагают св. отцы. Надежда есть твердая уверенность в будущем. Надежда воодушевляет человека к трудам. Надежда облегчает перенесение скорбей. Уничтожьте надежду – и все человеческое оцепенеет /Кашменский, 2002, с. 200/.

Отрицательные и положительные эмоции

Виды, классификация чувств и эмоций

Основные чувства и эмоции, и производные от них

Эмоции – сиюминутные проявления нашей реакции на действия со стороны. С такими эмоциями как недовольство, удивление, радость, страх и гнев мы рождаемся. Если маленькому ребенку некомфортно – он плачет, покормили, перепеленали – он радуется.

Но не все эмоции врожденные, некоторые могут быть приобретены в определенных жизненных ситуациях. Это понимают даже малыши, устраивая истерику, если хотят добиться чего-либо.

Основных проявлений эмоций и чувств 5, а от них идут производные:

  1. Радость, а от нее пошли: восторг, веселье, удивление, нежность, благодарность, вдохновение, увлечение, умиротворение.
  2. Любовь и дальше: влюбленность, доверие, нежность, блаженство.
  3. Печаль, и пошли: разочарование, грусть, сожаление, отчаяние, одиночество, подавленность, горечь.
  4. Гнев, и пошло дальше: ярость, раздражение, злость, ненависть, месть, негодование, обида, зависть.
  5. Страх, и его производные: беспокойство, волнение, тревога, испуг, стыд, вина, ужас, месть.

Все эмоции, кроме тех, с которыми рождаемся, приобретены на нашем жизненном пути.

Почему эмоций больше, чем чувств?

Выражение эмоций и чувств

Эмоции – временные состояния, и они даже в течение одного часа могут меняться десятками. Чтобы эмоция перешла в чувство нужно долго ждать, иногда годы. И если чувство появилось у нас, оно может сохраняться десятилетиями, в то время, как эмоция длится пару секунд, соответственно эмоций намного больше, чем чувств.

Лууле Виилма — Женщина живет эмоциями, мужчина чувствами: что это значит?

В зависимости от преобладающих эмоций у каждого человека свои заболевания

Лууле Виилма – эстонский врач гинеколог и большой знаток души человеческой, автор 8 книг. В своих статьях она пыталась донести до людей, что наше здоровье связано с состоянием ума, наши эмоции связаны с болезнями, и только мы, корректировкой своих эмоций в состоянии вылечить себя.

О том, что женщина живет эмоциями, а мужчина чувствами можно узнать из книги Лууле Виилма «Начало мужское и женское». Если кому-то интересно, можно

Можно ли и как управлять эмоциями и чувствами: воспитание эмоций и чувств

Эмоции можно направлять в правильное русло с детства

Благодаря эмоциям и чувствам наша жизнь становится интересной, но вместе с тем, чрезмерные эмоции влияют на наше здоровье и психику, поэтому нужно научиться управлять нашими эмоциями.

Как управлять эмоциями?

  • Вначале нужно признаться себе, что не все эмоции, проявляющиеся у вас позитивные.
  • Разобраться с каждым проявлением негативных эмоций.
  • Не принимать все негативные эмоции на свой счет. Если на вас накричал начальник – это не значит, что вы плохой работник, может, у него было плохое настроение.
  • Контролировать свои негативные эмоции и не допускать проявления их в следующий раз.
  • Научиться контролировать свой взрывной характер и проявление бурных эмоций, например, с помощью простых способов медитации, специальных тренингов.
  • Теперь есть куча книг и фильмов, с помощью которых можно научиться контролировать свои эмоции.

Итак, мы немного больше узнали, и познакомились со своими чувствами и эмоциями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезная еда
Adblock detector