Домашнее насилие над детьми – кто в семье учит кулаками

Насилие над детьми и женщинами в семье – проблема современности

Мировые СМИ, статьи психологов пестрят сообщениями о различных формах насилия над детьми, о насилии в семье, о насилии над детьми и женщинами. Специалисты выделяют следующие основные виды насилия над детьми:

  • физическое насилие;
  • психическое насилие;
  • сексуальное насилие;
  • экономическое насилие;
  • моральное насилие;
  • вербальное насилие.

Сексуальное насилие над детьми и детская порнография стали бичом и стыдом нашего времени. Но до сих пор традиционная психология не дала ответ на два главных вопроса: почему это происходит и как исправить ситуацию.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет суть врожденных свойств – восьми векторов, которые лежат в основе психики каждого человека. Вектора определяют способности и желания человека, а также его возможности для реализации заданных способностей. Эти знания позволяют понять причины поступков людей, а также распознать людей, имеющих склонность к насилию, в том числе домашнему.

Причина первая – определенные свойства психики у взрослых, которые учиняют домашнее насилие над детьми. К таким относятся люди, имеющие анальный вектор.

Обладатели анального вектора, если до 13-14 лет получили соответствующее свойствам развитие, становятся лучшими отцами и матерями, так как очень ценят семейные традиции. Кроме этого, из них получаются лучшие воспитатели и преподаватели, потому что именно они обладают желаниями и способностями сначала учиться, а потом и учить, а также уникальной памятью.

Благодаря своим способностям и возможностям, данным от природы, такие люди с удовольствием передают накопленный опыт следующему молодому поколению в семье и не только. Однако в случаях задержки (по разным причинам) психосексуального развития детей в период до достижения пубертата, они, став взрослыми людьми, склонны к проявлению домашнего насилия над детьми и женщинами.

Вторая причина домашнего насилия над детьми – непонимание родителями и другими взрослыми родственниками особенностей детской психики.

Родители в условиях отсутствия знаний мечтают увидеть в своих детях продолжение себя, но улучшенного образца, со знаком качества. Однако психика детей задана природой, она может сильно отличаться от психики родителей. Некоторые родители НЕ понимают и НЕ принимают данную психологическую реальность. Они пытаются влиять, давить на детей, вплоть до жестокого обращения с ними.

Склонность к домашнему насилию над детьми могут иметь как мужчины, так и женщины. Мужчина, обладающий анальным вектором, живя по законам отцов и дедов, передает их своим детям. Бывает, и силой вбивает — то подзатыльником, то ремнем. При этом он такие методы насилием не считает.

Домашнее насилие над детьми – кто в семье учит кулаками

Также надо учитывать, что представители анального вектора, не находя реализации своим свойствам, склонны обижаться. Это может быть, по ИХ мнению, недостаточное проявление уважения.

Обида – тяжелое психологическое состояние, которое не позволяет человеку радоваться жизни. Обида делает его озлобленным на весь мир, вместе с тем возникает неосознанное желание доставить боль другому. Для чего это ему? Чтобы снять внутреннее напряжение. А кто всегда рядом и слабее? Конечно, дети.

Женщина с анальным вектором живет обычно ради семьи, скрывая личные желания глубоко внутри себя. Но при этом она все время ждет благодарности от родных, чтобы члены семьи ее старания заметили, оценили и поблагодарили.

А если она не получает благодарности, то внутри возникает и снежным комом нарастает обида на родных. Обида давит в груди, не дает свободно вздохнуть и расслабиться. И она начинает применять различные формы насилия над своими детьми, снимая при этом внутреннее напряжение. Рационализирует она это просто: «Ребенок совсем от рук отбился! Нет на него никакой управы!»

Ответственность за насилие над детьми в семье

В Российской Федерации все виды насилия в семье над детьми в случае их доказанности в суде могут быть квалифицированы как «жестокое обращение с детьми». Наказание может быть административным (за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по содержанию, воспитанию детей) или уголовным (за все виды сексуального и физического насилия, а также за некоторые формы эмоционального насилия). Максимальный срок за насилие над детьми в семье составляет двадцать лет лишения свободы.

Мужчина за решёткой

Каждый агрессивный родитель должен помнить, что насилие над детьми может закончиться длительным тюремным сроком

Во многих семьях считается абсолютным нормальным применять в воспитании детей лёгкие средства физического воздействия: шлепки, щипание и другие. Казалось бы, что такое поведение родителей ничем не опасно для ребёнка и оно не может приравниваться к физическому насилию. Однако согласно законодательству России любые методы воздействия на человека, которые причиняют ему физическую боль, но не наносят ущерба здоровью, приравниваются к побоям. Наказание за побои в случае их доказанности — исправительные работы сроком до одного года или лишение свободы сроком до двух лет.

Последствия домашнего насилия над детьми

Насилие над ребёнком в семье может закончиться такими печальными последствиями:

  • острыми и хроническими заболеваниями внутренних органов, если ребёнок неполноценно питается или не получается необходимой медицинской помощи;
  • бессонницей и ночными кошмарами;
  • психическими расстройствами:
    • булимией — расстройством приёма пищи, при котором избыточное употребления еды чередуется с длительным голоданием. Следующая стадия такого пищевого расстройства — анорексия;
    • депрессией, при которой человек утрачивает способность радоваться и испытывать другие положительные эмоции;
      Депрессия у ребёнка

      Депрессия у ребёнка — возможное последствие насилия в семье

  • сексуальными расстройствами. У детей, подвергшихся сексуальному насилию, может возникнуть пожизненный страх интимной близости, что, несомненно. скажется на дальнейшем создании семьи;
  • суицидальными мыслями или самим суицидом;
  • серьёзными физическими травмами;
  • пристрастием к алкоголю и наркотикам.

К насилию над ребёнком нельзя оставаться равнодушным. Это касается не только членов семьи, но и окружающих людей, которые замечают, что с ребёнком творится что-то неладное. При первых же тревожных звоночках следует обращаться за помощью в следующие органы:

  • местные органы опеки и попечительства, в обязанность которых входит контролировать условия проживания, обучения и воспитания детей, а также представлять интересы несовершеннолетних в суде;
  • прокуратура — государственный орган, который защищает права несовершеннолетних в суде, а также может подавать иски в суд о лишении родительских прав;
  • местный отдел полиции.

А также существует Детский телефон доверия 8–800–2000–122, который создан для оказания психологической помощи детям и их родителям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По этому телефону может обратиться как пострадавший ребёнок, так и любой неравнодушный человек. По телефону вам обязательно подскажут, как поступить правильно в той или иной ситуации.

Ребёнок звонит по телефону

Пострадавший ребёнок может обратиться за помощью по Детскому телефону доверия

Дошкольник или дошкольник, которого часто наказывают физически, перестает понимать разумные доводы. С таким ребенком невозможно договориться, он понимает только силу и считает авторитетом только тех, кто может ударить. Именно из-за этих последствий специалисты по детской психологии категорически запрещают использовать в качестве наказания ремень.

Физические наказания приносят душевные страдания

Физические наказания приносят душевные страдания

Дети, которых часто бьют, обычно вырастают или жестокими (и потом сами бьют своих чад) или запуганными, легко поддающимися чужому влиянию из-за боязни расправы. Оба варианта развития являются отклонениями от нормы. Также постоянные физические наказания могут привести к периодическим всплескам немотивированной агрессии в домашней обстановке, школе, детском саду. Этот психологический фактор нельзя упускать из вида.

Ни в коем случае нельзя проявлять равнодушие, если находящийся рядом ребенок или подросток страдает от произвола со стороны взрослых. Надо делать все возможное, чтобы ситуация больше не повторилась. В этом случае необходимо серьезно поговорить с его родителями (родственниками), объяснив недопустимость насилия и возможные риски, которые вытекают из такого поведения.

Позитивные последствия домашнего насилия над детьми пока неизвестны. К основным негативным последствиям домашнего насилия над детьми относятся:

  1.  «неадекватное» поведение детей, спровоцированное домашним насилием;
  2.  из чудесных детей, родившихся на этот белый свет, в результате домашнего насилия вырастают нереализованные в своих желаниях несчастные взрослые люди;
  3. ребенок с анальным вектором, вырастая, всю жизнь несет тяжелую обиду на мать. Это чувство лишает его нормальных родственных отношений с самым дорогим человеком;
  4. отсутствие хороших отношений между родителями и детьми, независимо от их возраста;
  5. у детей пропадает стремление быть лучшим и формируется заниженная самооценка;
  6. способности детей в результате домашнего насилия и унижения тормозятся, а потенциал, заложенный природой, не раскрывается;
  7. дети со зрительным вектором, потеряв чувство безопасности и защищенности в детстве, живут в самых разнообразных страхах всю жизнь;
  8. крики и насилие могут сделать аутистами звуковых детей – гениев в потенциале;
  9. физическое насилие формирует из детей с кожным вектором воров и проституток;
  10.  вербальное насилие и унижение создают кожным детям пожизненный сценарий на неудачу. В результате, как бы человек потом ни старался чего-то добиться в жизни, ничего у него не получается;
  11.  подзатыльники от родителей отбивают у детей способность различать феромоны, что лишает их во взрослом будущем естественного влечения к противоположному полу.

И еще один вид домашнего насилия – насильственное кормление лишает на всю жизнь очень важной особенности человека – способности РАДОВАТЬСЯ жизни.

Следует отметить, что различные виды домашнего насилия над детьми воздействуют на психику детей и ведут к РАЗЛИЧНЫМ негативным последствиям, в зависимости от векторов. Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет взаимосвязь методов домашнего насилия с их последствиями для психики детей и качества их последующей взрослой жизни.

Если в вашей семье регулярно повторяются случаи насилия над детьми, необходимо СРОЧНО принять меры по восстановлению и обеспечению защиты от насилия и безопасности ребенка.

Следует узнать номера телефонов и позвонить в соответствующие службы, попросить защиты от насилия и насильника. Не надо ждать, что насильник исправится! Как показывает жизнь, не стоит надеяться, что человек, однажды поднявший руку на детей, изменится. Не стоит верить словам и заверениям. Ситуация, отпущенная на самотек, будет лишь стремительно ухудшаться.

Домашнее насилие над детьми – кто в семье учит кулаками

В качестве скорой помощи и защиты от насильника, можно и НУЖНО обратиться в следующие службы:

  1. в полицию по номеру 02 с обычного телефона или 102 по сотовому телефону;
  2. к своему участковому по месту жительства;
  3. в службу защиты женщин и детей;
  4. к уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе;
  5. в приемные ваших депутатов всех уровней.

Но если вы хотите получить не только разовую помощь, а научиться распознавать возможного насильника, хотите узнать, как защититься от насильника, помогут знания тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Легко рассуждать и бороться с насилием, когда его совершает кто-то другой. А что делать маме или папе, когда сдают нервы и рука сама хватает ремень?

Как писали выше, обладатели анального вектора в потенциале — лучшие родители. Но даже будучи самыми любящими и заботливыми, они могут поднимать руку на ребенка в состоянии стресса, обиды или сексуальной фрустрации. Потом, когда напряжение сброшено, накрывает невыносимое чувство вины, они клянутся самим себе, что больше никогда это не повторится… И снова срываются – повторяется насилие.

Человеком управляют желания, которые редко осознаются. Мы не способны управлять своей природой. Единственная возможность исключить домашнее насилие над детьми в этом случае – осознать особенности своей психики, свои желания. Разрешить сперва все собственные внутренние противоречия. Только так появится возможность использовать свои лучшие свойства по прямому назначению и ощущать настоящее счастье от жизни.

Азы этих знаний вы можете получить на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Вы отследите причины и последствия насилия, а также узнаете, как восстановить нормальные отношения в семье. Эти знания пригодятся и вам, и вашим детям. Регистрируйтесь по ссылке.

Автор Татьяна ФедороваРедактор Янина БураковаКорректор Анна Сорокина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают

  • Психология обиды. Горькие думы на продавленном диване
  • Как простить друга: если друг оказался вдруг
  • Чувство одиночества: вместе мы с тобой, но я одинока.

Почему возникает насилие над детьми в семье

Чаще всего демонстрируют агрессивное поведение родители, злоупотребляющие алкоголем

Можно выделить пять основных причин, по которым наиболее часто в семье возникает насилие над детьми.

В большинстве случаев взрослые, которые применяют насилие в отношении ребёнка, в детстве также подвергались подобным методам воспитания. Дети — продолжение своих родителей. Значимую часть своих особенностей, поведения, мышления и восприятия дети берут именно у нас. По сути, родители — авторы сценария будущей жизни своего ребёнка.

Бывают ситуации, когда агрессия родителя к детям избирательна: например, агрессивному поведению со стороны отца подвергаются только девочки. Подобная ситуация может быть следствием психологической травмы, который получил мужчина в детстве от деспотичной матери. Такие мужчины во взрослой жизни начинают ненавидеть и избегать всех женщин вокруг. Им тяжело создать семью, а если это и удаётся, то жёнам и дочерям приходится несладко.

Взрослые с низкой самооценкой находятся всегда в подавленном состоянии: они чувствуют себя неудачниками, что способствует накоплению в душе злобы, обиды и других негативных эмоций. Очень часто такие люди для собственного самоутверждения находят более слабое звено, но котором можно отыграться.

Взрослый с низкой самооценкой

Низкая самооценка у взрослых — распространённая причина насилия над детьми

Дети физически и психологически гораздо слабее взрослых. Дети зависят от родителей во всех аспектах жизни, а также чаще всего не могут дать сдачи. В большинстве случаев любые родители для ребёнка — непререкаемый авторитет. Именно поэтому дети — удобная мишень для выплеска родительской злости, ярости и агрессии.

Косвенными причинами агрессивного поведения родителей по отношению к детям могут стать такие факторы:

  • сложное экономическое положение, которое может быть вызвано тем, что родители не работают или имеют очень маленькую зарплату;
  • отсутствие постоянного жилья;
  • неполный состав семьи.

Любой из этих факторов может привести к формированию у взрослых сильных отрицательных эмоций и стать причиной агрессивного отношения к детям.

Насилие в семьях, где родители зависимы от алкоголя или наркотиков — очень распространённое явление. Регулярное употребление алкоголя и наркотических средств вызывает нарушение работы центров головного мозга, которые отвечают за формирование у человека позитивных эмоций. Поэтому наркозависимые люди могут быть агрессивны по отношению к детям и другим окружающим не только в состоянии эйфории, но и после него.

Агрессия со стороны пьяного мужчины

Алкогольная зависимость способствуют возникновению у человека частой агрессии

Причиной агрессивного поведения родителей по отношению к ребёнку могут быть различный психические расстройства. Например, импульсивное расстройство личности — патологическое состояние, которое характеризуется склонностью человека к конфликтам, вспышкам гнева, агрессивному поведению. Самостоятельно справиться с психическими расстройствами невозможно: человеку всегда требуется помощь специалиста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………4

Глава 1. Понятие жестокого обращения с детьми и виды насилия…………7

1.1 . Понятие и формы жестокого обращения с детьми……………………………7

1.2. Влияние насилия на
личностное развитие ребенка………………………….23

Глава 2. Помощь детям
и подросткам, пережившим насилие………………33

2.1. Формы и методы работы с детьми
и подростками, пережившими насилие………………………………………………………………………………33

2.2.Технологии
оказания психологической и психотерапевтической помощи

детям и подросткам – жертвам
насилия………………………………………………36

Заключение…………………………………………………………………………48

Список литературы…………………………………………………………………51

Глоссарий…………………………………………………………………………..54

Приложение 1….
…………………………………………………………………..55

Приложение 2…. …………………………………………………………………..59

Приложение 3………………………………………………………………………61

Приложение 4………………………………………………………………………62

Приложение 5……………………………………………………………………….64

Приложение 6………………………………………………………………………66

Приложение 7………………………………………………………………………69

К эмоциональному насилию можно отнести запугивание ребенка, его травлю и насмешки над ним

Введение

Дети – наиболее ранимые
члены нашего общества, чьи права и свободы

грубо нарушаются. Невинные, наивные,
растущие и учащиеся, они зависят от

взрослых, когда речь идет об их
обучении, поддержке и защите. Но в действительности многие дети переживают ужас
насилия, становятся жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений
со стороны взрослых своей семьи или социального окружения. В современной
зарубежной и отечественной литературе жестокое обращение, как правило,
рассматривается как одна из возможных причин аномального развития ребенка, что
приводит к таким негативным явлениям как детская и подростковая преступность,
алкоголизм, наркомания, беспризорность, бродяжничество. [1]

Проблема насилия и жестокого обращения с
детьми в современной России – одна из самых острых и актуальных. Нарастающей
угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей и
особенно детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию,
заставляет искать пути позволяющие создать условия для безопасности жизни
ребенка, способы оказания помощи ему с целью обеспечения социальной ориентации
и раскрытия личностного потенциала.

Жестокое обращение с
детьми и подростками сегодня, к сожалению, стало обычным явлением, с которым
все свыклись, что само по себе ужасно.

Пренебрежение интересами
детей и подростков не только наносит непоправимый вред их здоровью, но и влечет
за собой тяжелые социальные последствия. До 10% детей и подростков – жертв
насилия – погибает, а у большинства – появляются серьезные отклонения в психическом
и физическом развитии, в эмоциональной сфере. Такие дети и подростки не могут
быть полноценными членами общества, они нуждаются в лечении и уходе.

Жестокость по отношению к
детям и подросткам формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных,
не способных трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным
социальным последствием насилия по отношению к детям и подросткам является
дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы тоже могут стать
насильниками.

Насилие над детьми и подростками –
явление весьма распространенное в наше время. Во многих странах специалисты по
юриспруденции и адвокаты, специализирующиеся на защите прав детей, считают, что
домашнее насилие занимает одно из первых мест среди тех видов преступности,
сведения о которых редко доходят до правоохранительных органов.

Причины проявления насилия над детьми и подростками
многочисленны. Они определяются сочетанием различных факторов, ни на один из
которых в отдельности нельзя возложить ответственность за данное явление,
поэтому принято рассматривать причины и факторы насилия в целом.

Во-первых,
насилие может иметь социокультурную природу, быть неотъемлемой частью
стереотипических представлений о сущности семейных взаимоотношений, воспринятой
с воспитанием, подкрепляемой внешними впечатлениями и представляющейся, таким
образом, единственно возможной их моделью.

Во-вторых,
жестокое обращение с детьми и подростками может быть результатом личного
жизненного опыта индивида или индивидов, и тем самым для них тоже создается
морально-психологическое основание считать такой тип взаимоотношений
универсальным.

Третья
группа причин связана с «травмой детства», с пережитым в раннем возрасте
разрушительным опытом, что заставляет индивида вымещать на ребенке свои детские
комплексы.

В-четвертых,
социальная и психологическая декомпенсация в результате внешних воздействий,
превышающих пределы личностной устойчивости индивидов, вынуждает некоторых из
них искать заместительной компенсации своей неудовлетворенности дома, на
работе, в общественной жизни, самоутверждаясь за счет более слабых, неспособных
дать отпор и защитить себя.

Пятая
группа причин связана с личностными особенностями индивида, с чрезмерно
развитыми их доминирующими чертами и особенностями его характера, не
компенсированными в свое время достаточно адекватным воспитанием.

В настоящее время не существует единого мнения о
первопричине насилия над детьми и
подростками. Было предложено множество микро – и макротеорий — от наличия
психических нарушений до влияния социально-культурных ценностей и социальной
организации. Основные споры развернулись между последователями психологических
теорий и теми, кто верит в социальную причинность.

Глава 1. Понятие жестокого
обращения с детьми и виды насилия.

1.1. Понятие и формы
жестокого обращения с детьми

В
современном мире мало кто из людей задумывается о своих поступках, действиях,
часто мы даже не подразумеваем, что делаем кому-то больно, мы можем обидеть
человека, не только физически ― ударив его, но также и словесно – оскорбить,
унизить. На самом деле мы совершаем насилие над окружающими нас людьми, это
могут быть наши близкие ― родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья,
но также и люди, которых мы даже совсем не знаем.

Очень часто мы планируем свои
действия, но когда все идет не по плану, мы начинаем искать виновных, обвинять
их в наших проблемах, но мы очень редко считаем виновными в своих ошибках нас
самих. Под наши срывы могут попасться и дети ― маленькие, добрые существа,
которые еще совсем не понимают, что люди могут быть не только добрыми, но и
злыми.

Очень
часто в настоящее время мы слышим такие выражения как сексуальное или
физическое насилие над человеком (ребенком). Но ученые, психологи выделяют еще
один тип издевательств — психологическое насилие. Насилие может
проявляться не только в физической форме. Человеку можно причинить не только
физическую боль, но и моральную.

Психология
насилия получила в последнее время достаточно широкую популярность. Наиболее
интенсивно проблемами психологического насилия в последнюю четверть века
занимались такие ученые как: Дж. Кобрин, Д. Левинсон,
Д. Иваниек, Д. Финкелхор, Р. Лэнг, К. Брон, Э. Миллер,
и др. [18].

Насилие
над ребенком ―это физическое или психологическое, сексуальное или социальное
воздействие на ребенка со стороны другого ребенка или взрослого, семьи, группы
или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять
другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психологическому
здоровью и целостности [19].

Насилие
― это
целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение, действие одного
человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки
согласию, воле и интересам пострадавшего [24].

Основные виды насилия ― это физическое, психоэмоциональное (психическое), сексуальное насилие,
пренебрежение основными нуждами ребенка.

Жестокое обращение с детьми ― это умышленное или неосторожное
обращение или действия со стороны взрослых или детей, которые привели к
травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и
благополучию ребенка [18].


философия;


история;


социология;

– право;


психология;


психиатрия;


судебная медицина;

– другие
медицинские дисциплины.

Жестокое
обращение с детьми и подростками и пренебрежение их интересами могут иметь
различные виды и формы, но их следствием всегда являются серьезный ущерб для
здоровья, развития и социализации ребенка, нередко и угроза его жизни и даже
смерть.


физическое;


сексуальное (развращение);


психическое (эмоциональное, психологическое) насилие;


пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

– избиения;


истязания;


сотрясения;

– в виде
ударов, пощечин;


прижигания горячими предметами, жидкостями или зажженными сигаретами;

– в виде
укусов;


использования самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое
насилие над детьми и подростками включает также вовлечение последних в употребление
наркотиков, алкоголя, психоактивных веществ, дачу им отравляющих веществ или
медицинских препаратов, вызывающих одурманивание, а также попытки удушения или
утопления ребенка. [1]

Жестокость
и интенсивность насильственного поведения всегда следует оценивать в
зависимости от возраста и чувствительности ребенка, а также от отношений между
взрослым и ребенком. Следует заметить, что существует мнение о том, что чем
сильнее выражены внешние проявления физического насилия, тем серьезнее
последствия для развития ребенка.

Однако, следует сделать оговорку, что это не
совсем так, поскольку дети и подростки существенно отличаются друг от друга и
взрослых своими психологическими особенностями и характеристиками. Необходимо
четко осознавать, что физическое насилие – это действительно физическое
нападение или истязание, которое всегда сопровождается словесными оскорблениями
ребенка и приводит еще и к психической травме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезная еда
Adblock detector