Когда начинается переходный возраст у мальчиков

Признаки взросления у мальчиков

Подростковым возрастом принято называть период  от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения  в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что  только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность
  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела
  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)
  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать  происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.

Когда начинается переходный возраст у мальчиков

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.

На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях.

Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.

Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.

Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.

Нейропсихологи установили, что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.

Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.

Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.

Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.

Начало

Начиная с 10-11 лет у ребёнка начинается процесс перехода детства в юность. Этот период получил название – “переходный возраст”. Длится он обычно до 15-17 лет. В это время происходит бурное взросление детского организма. Это касается в первую очередь внешности. Начинается выработка гормонов, развивается репродуктивная система. Изменяются кости, мышцы, кожа.

Когда у детей переходный возраст, меняются их взаимоотношения со сверстниками, с противоположным полом. Начинает развиваться самооценка. Появляется интерес к самому себе, проявляется личность.

Признаки переходного возраста

Мальчик в переходном возрасте 10 лет стремительно растет, вытягивается. Мама и папа могут заметить, что его рост увеличился на 10-12 см, это не предел. Голос начинает ломаться, поэтому порой подростка собеседника очень сложно узнать при телефонном разговоре. Мальчики становятся шире в плечах, а причина этому активный рост костей, усиленный набор мышечной массы.

Переходный возраст у мальчиков дополняет половое развитие, повышенная растительность на теле. Многие юноши в этот непростой период стремятся отрастить бороду, чтобы выглядеть гораздо старше своих лет, привлекать внимание девушек. Всплеск гормонов делает парня нервным и раздражительным, имеет место нестабильность мужской ЦНС.

На лице может появиться угревая сыпь, не исключены симптомы акне. Это временное явление, которое доставляет дискомфорт, внутреннюю неуверенность в себе, прививает комплекс неполноценности. Из внешних перемен стоит добавить проявления пигментации кожи, повышенное потоотделение по причине усиленной работы сальных желез. Волосы могут изменить свою структуру, а появляются не только по всему телу, но и в особенно пикантных местах.

К основным признакам взросления мальчиков являются:

  • волосы на лице, в паху, под мышками;
  • ломается голос;
  • плечи становятся шире, развивается мускулатура;
  • угри и высыпания на лице и спине;
  • неприятный, резкий запах пота;
  • перепады настроения, рассеянность, агрессия, максимализм;
  • сексуальное влечение в следствии развития половых органов;
  • самопроизвольное ночное семяизвержение, которое проходит с возрастом.
  • расширяется область таза, бёдра и ягодицы округляются;
  • соски припухают, выступают и происходит пигментация;
  • появляются волосы под мышками и на лобке;
  • развиваются молочные железы;
  • начало менструального цикла. Обычно он начинается в период с 11 до 14 лет. К 16-ти цикл принимает регулярный характер;
  • изменение массы тела.

На последний пункт следует обратить максимум внимания. Если девочка начнёт набирать вес, у неё может развиться депрессия. Она будет ограничивать себя в еде.

Родителям важно понимать, как помочь ребёнку, чтобы эта проблема в переходном возрасте не переросла в серьёзное психическое заболевание – анорексию.

Взрослеющий подросток уже требует прав, но не готов выполнять обязанности. Родителям придётся привести веские аргументы для объяснения того, почему он должен выполнять что-либо. И обычное родительское: “потому что я так сказал(а)” уже не прокатит.

В этом возрасте дети часто совершают поступки под влиянием неконтролируемых эмоций. Не стоит проводить объяснительные беседы, если юноша или маленькая леди возбуждёны, расстроены. Лучше подождать, пока он успокоится и будет готов воспринимать критику и нравоучения.

Когда начинается переходный возраст у мальчиков

Появляются сложности адаптации в коллективе. В подростковых компаниях ведётся борьба за лидерство, где каждый старается выделиться и показать себя. Это может привести к плохой компании, сигаретам, алкоголю.

Если выделиться не получается, подросток может стать изгоем среди сверстников. Чувство ненужности и унижения приводит к постоянным стрессам. Родителям нужно стоит забеспокоиться, если ребёнок стал замкнутым и безразличным к происходящему. Попробуйте вместе разобраться в причинах происходящего и помочь найти общий язык с ровесниками.

Большое внимание подростки начинают уделять внешнему виду. Особенно это касается девочек. Лидерство в девичьем коллективе получают красивые, яркие и уверенные.

Задача родителей в этом случае: научить маленькую леди правильно сочетать одежду, привить понимание стиля. Объяснить как нужно ухаживать за собой, за кожей лица и волосами. Всячески развивать чувство внутренней уверенности.

В период взросления нередко у подростков случается чувство влюблённости. Не стоит вмешиваться в подростковые отношения и навязывать своё мнение. Достаточно объяснить, что в любом случае впереди их ждёт всё самое лучшее.

Первая любовь сильная и глубокая, но часто бывает безответна. А это может пагубно сказаться на самооценке и на здоровье. Нужно постараться объяснить ребёнку, что неудачи случаются со всеми. Нужно их просто пережить, а с возрастом они будут воспринимать эти чувства иначе.

По сравнению с девочками, взросление происходит более активно, и длится в среднем 4-5 лет. По мнению ученных, очень много факторов влияет, на начало этого периода: это и наследственность, и образ жизни подростка, и его национальность. Чем правильнее был образ жизни ребенка, тем больше вероятность, что в период полового созревания он войдет вовремя.

Переходный период у мальчиков 12-ти лет и старше, связан с половым созреванием, и имеет большое значение. В это время организм готовится к новым физиологическим и психологическим изменениям, вчерашний мальчик учится самостоятельности, приобретает индивидуальность, учится строить отношения со сверстниками, учителями, старшими.

Родителям очень важно найти в себе силы поддержать сына, помочь преодолеть этот этап развития, дать понять ребенку, что в них он всегда может найти помощников, лучших друзей.

Ученые период взросления условно разделяют на 3 этапа:

  • подготовительный (на этом этапе подготавливается психика и организм ребенка к предстоящим изменениям);
  • пубертатный (это и есть, тот самый переходный возраст);
  • постпубертатный (завершающий этап, именно в этот период мальчики активно начинают интересоваться противоположным полом).

В период переходного возраста ребенок стремительно меняется не только физически, но и психически. В этот непростой период, обязанность родителей помочь своему ребенку пережить этот непростой период. Для этого необходимо знать, симптомы полового созревания.

Физиологические признаки:

  • приблизительно в 10-11 лет, у мальчиков половой член и яички увеличиваются в размерах. Появляются пигментация и волосы на лобке.
  • ближе к 13 годам происходит, так называемая, ломка голоса. Он становится более низким и грубым. Правда не сразу, а через пару лет, поначалу он может чередоваться с высоким голосом. Ломка происходит из-за увеличения хрящей в горле, увеличения голосовых связок и мускулатуры.
  • активный рост волос по телу. Волосы начинают покрывать все тело. Начинают расти волосы под подмышками, на лице появляется милый пушок.
  • физиологически ребенок тоже меняется. Начинает расти мускулатура, плечи становятся более широкими, ребенок становится выше и сильнее. Именно поэтому важно, чтобы ребенок занимался какими-либо видами спорта, тренировал мышцы. В крайнем случае, можно обойтись ежедневной утренней зарядкой и бегом.
  • угревая сыпь. Ее появление – самый досадный признак переходного периода. Многие подростки страдают от такого проявления «взрослости», нередко у них появляются комплексы, связанные с внешностью. Объясните сыну, что ухаживать за кожей лица в этом возрасте крайне важно и делать это нужно тщательно. Чем серьезнее подросток будет относиться к уходу за лицом, тем менее частыми и мучительными будут высыпания. Также важно объяснить ребенку, что выдавливать появившиеся прыщи нельзя, это может привести к инфицированию мягких тканей и появлению шрамов и рубцов не лице.
  • полюции. Самопроизвольное семяизвержение во время сна.

Психические изменения:

  • ребенок становится более раздражительным, сильно переживает, когда что-то не получается.
  • реагирует на все очень эмоционально, дети в этот период очень вспыльчивы, упрямы, а порой даже агрессивны.
  • мальчики стараются самоутвердиться, показать какие они уже взрослые и самостоятельные, очень бурно реагируют на опеку и стремятся от нее избавиться.

Помощь в решении возникающих на фоне полового созревания проблем должна быть связана с физической активностью подростка и полноценным отдыхом во внеурочное время. Как говорится, если в голове глупости, отправляйтесь в спортзал. Активный образ жизни займет мысли ребенка, направит их в нужное русло.

При этом следите, чтобы подросток не засиживался за компьютером или планшетом в вечернее время, организм должен отдыхать, иначе вместе с накопленной усталостью, появится и причина для нервных срывов и стрессов. Мотивация «я уже не маленький» не должна быть главенствующей при составлении распорядке дня подростка. Конечно ложится спать в 9 вечера его никто не заставляет. Но 10 часов – должно быть временем отбоя.

Для мальчика в этот период особенно важно общение с отцом. С него он берет пример и чувствует себя намного увереннее, если рядом есть надежная поддержка.Если такой поддержки нет, то ребенок весь свой негатив, всю боль и страх, будет выплескивать на близких ему женщинах (маму, бабушку). Если отношения с отцом наладить не удается, необходимо поговорить с психологом, как же быть в этой ситуации. Врач дает советы, исходя из конкретной ситуации.

Конечно, очень непросто родителям в период взросления своего ребенка, но не стоит забывать, что самому подростку ничуть не легче (а в чем-то даже сложнее). В среднем каждый год 4 ребенка из 100 страдают от сильнейшей депрессии. Для неокрепшей психики подростка такое психическое состояние очень опасно.

По данным исследователей, каждый пятый ребенок задумывался о самоубийстве. И если после неудачной попытки девочки оставляют свои попытки, то мальчишки пытаются расстаться с жизнью несколько раз.

Депрессию условно можно разделить на два вида:

  • так называемая главная депрессия, которой присущи грусть, апатия;
  • маниакальная депрессия. Очень опасное состояние, потому что на смену апатии, приходит резкое желание действовать импульсивно, необдуманно.

Родители должны быть очень внимательны к переживаниям ребенка: глубокая депрессия очень опасна и часто ведет к причине самоубийств у подростков.

Что такое подростковый период?

Еще одна из больших опасностей для подростков – это наркомания. Все мы знаем, как страшна и опасна наркомания. Родителям нужно очень внимательно смотреть за состоянием подростка, обращать на все изменении в его поведении. Когда следует бить тревогу и вести подростка к врачу?

  • когда в его поведении наблюдается полное безразличие ко всему происходящему, резко сменяется чрезмерно возбудимым состоянием.
  • резко ухудшилась мозговая деятельность. Подросток стал плохо запоминать, стал рассеянный.
  • зрачки изменили свой размер или выглядят неестественно.
  • состояние ребенка подобно тому, как у пьяного, но без запаха спиртного.
  • вы отмечаете, что подросток постоянно лжет, без всякой надобности и причины.
  • если на языке появился коричневатый налет, глаза красные, на теле следы от уколов.
  • появление в доме странных предметов (клея, ацетона, растворителей), на посуде копоть, шприцы.
  1. У мальчиков переходный возраст начинается с набухания яичек, позже увеличивается член и другие половые органы. Это происходит в среднем в 11-15 лет.
  2. Одновременно с этим появляются волосы в районе половых органов.
  3. Через пару лет начинают прорезаться волосы на лице и на теле.
  4. Происходит ломка голоса (перепады от низкого к высокому).
  5. В самом начале созревания может наблюдаться небольшое увеличение молочных желез, которое проходит через год-два.
  6. Ночные эякуляции.
  7. Общие для обоих полов реакции (агрессия, противоречивость, усталость, максимализм).
  8. Стремление продемонстрировать свою физическую силу.

Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому  необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером

Что важно знать родителям

  1. Из всех элементов полового созревания большее негодование (испуг, стеснение, непонимание, неуверенность) у мальчиков может вызвать феномен ночной эякуляции. Важно поговорить об этом с сыном. Мальчикам, как и девочкам, важно знать особенности своей репродуктивной системы (заранее).
  2. Если не можете сами поговорить с подростком о половом созревании (к слову, поверьте, он испытывает не меньший дискомфорт), то просто подарите ему хорошую книгу с доступной информацией. Мальчик сам решит, что именно и когда из нее он захочет узнать.
  3. Подсказывайте подростку советы по уходу за кожей или сводите к дерматологу. Подросткам очень важен их внешний вид.
  4. Не игнорируйте переживания подростка относительно его внешнего вида, даже если вы своего сына считаете идеальным. Важно объяснить, что это временно и внешность человека формируется до 20 лет анатомически, а позже легко корректируется своими силами.
  5. Не усугубляйте ситуацию возгласами о незначительности его проблем.
  6. Помните, что девиантное поведение, которое у подростков встречается часто – компенсация комплекса неполноценности. Важно разобраться, почему подросток не уверен в себе и помочь.
  7. Судите поступки, а не подростка.
  8. Безусловно любите.
  9. Успешность во многом зависит от самооценки. Самооценку нужно обязательно поддерживать извне (задача родителей). Поверьте, подросток и так сам себя достаточно ругает и акцентирует внимание на недостатках. Ваша задача в противовес замечать только положительные моменты. По крайне мере акцентировать внимание на них.
  10. Общение со сверстниками и увлечения очень значимы. Если это не вредит ребенку и обществу, то пусть слушает «жуткую» музыку или «страшно» выглядит.
  11. В ограничениях нужно выступать единым фронтом. Подросток не должен иметь возможности найти «лазейку» в семье.

Когда начинается переходный возраст у мальчиков

Таким образом, задача родителей мальчика-подростка – научить его самостоятельно действовать, нести ответственность за поступки, выбирать круг общения и жизненные ориентиры. Важно способствовать развитию положительных черт его характера и уменьшению выраженности негативных (либо акцентуаций). Для этого можно проводить беседы, самостоятельно исследовать личность (анкеты, опросы).

Самопознание и самоопределение – основа возраста. У мальчиков самоопределение больше ориентировано на профессиональную деятельность. Нередко они даже стремятся найти подработку. Это хорошо и не стоит этому препятствовать. Но нужно поспособствовать расстановке адекватных приоритетов и вместе найти компромисс.

Однако существует и обратный вариант – пассивность. Тогда нужно поспособствовать нахождению хобби для подростка.

При взаимодействии с подростком важно избегать авторитарности и жестокости, либерализма («кумир семьи»), гиперопеки и гипоопеки. Это разрушающие стили воспитания. Они оказывают деструктивное влияние на отношения детей и родителей, их личности.

Установлению доброжелательных сотруднических взаимоотношений с подростком поспособствует:

  • зрительный и тактильный контакт (естественная потребность всех людей, часто неосознаваемая);
  • активное слушание (проговаривание чувств ребенка: «ты расстроен, потому что у тебя не получается домашнее задание»);
  • проговаривание своих чувств, особенно отрицательных (но не «ты меня расстроил», а «я расстроена», то есть оперируйте Я-высказываниями).

Пубертатный период – сложное время не только для самого подростка, но и для окружающих его людей. Нескладного, вредного и порой агрессивного мальчишку сложно любить так же, как умилительного толстощекого младенца. Мальчик больше не лежит смирно в пеленках, не зависает с конструктором, не поражает родителей умением складывать слова в предложения.

Родителям мальчика-подростка важно помнить: юноше забота и любовь нужна ничуть не меньше, чем младенцу, вот только выражать ее нужно несколько в иной форме. Избыточная опека молодому человеку лишь навредит и станет очередным раздражающим фактором. Взрослым нужно быть рядом и давать понять всем своим поведением, что ребенок может на них рассчитывать, что бы ни случилось.

В переходном возрасте родителям важно найти баланс между свободой и заботой

Когда начинается переходный возраст у мальчиков

Несколько советов:

  1. Направьте энергию юноши в полезное русло. Предложите ему занятие, в котором он будет чувствовать себя нужным. Это может быть подработка в свободное от учебы время, помощь в семейном деле, занятия спортом или каким-либо хобби. Важно, чтобы у молодого человека была возможность выбора, ведь деятельность из-под палки вряд ли будет эффективной.
  2. Предоставьте юноше личное пространство. В идеале это должна быть отдельная комната, куда взрослый не будет врываться без предупреждения. Если такой возможности нет, стоит хотя бы отгородить для подростка собственный угол в общей комнате. Не стоит покушаться на его личные вещи или подслушивать разговоры с друзьями. Тотальный контроль не будет способствовать хорошим отношениям и только настроит подростка против вас.
  3. Избегайте ненужной критики. Помните, что подростки воспринимают все очень остро, особенно если это касается внешности или отношений с девушками. Высказывайте свое недовольство в корректной форме и не забывайте хвалить своего молодого мужчину.
  4. Интересуйтесь его жизнью. Ненавязчиво спрашивайте, как идут его дела в школе. Будьте в курсе, чем он увлекается, какие вопросы его интересуют. Не лезьте в личную жизнь, но и будьте совсем в стороне. Это поможет вам не только стать доверенным человеком для подростка, но и позволит вовремя заменить негативные изменения, если юноша свяжется с плохой компанией или попадет в неприятности.
  5. Признайте в нем личность. Позвольте юноше реализовывать свои склонности и выбирать свой жизненный путь самостоятельно. Помните, что он не продолжение вас, а самостоятельный человек, и имеет право на личное мнение. Позвольте ему совершать свои ошибки и делать собственные выводы из произошедшего там, где это не представляет серьезной опасности здоровью и жизни.

Помните, что переходный возраст не вечен. Рано или поздно нескладный юноша станет взрослым мужчиной, и вам останется только вспоминать это сложное, но по-своему увлекательное время.

Юный организм переживает гормональную перестройку. Из-за этого у детей наблюдается частая смена настроения. Они впадают в депрессию, проявляют агрессию без видимых причин.

Некоторые, наоборот, становятся замкнутыми. У них вырастает чувство тревоги по любому поводу. В этом заключаются трудности переходного возраста у детей. Они доставляют много хлопот родителям.

Подростки пытаются уйти от контроля и быть самостоятельными. Поэтому лучше оставить его в покое, наблюдая за ним на расстоянии (для своего спокойствия). Иначе конфликтов не избежать. Обычно дети сами решают, чем стоит поделиться с родителями. И это зависит от раннего воспитания, насколько доверительными отношения складывались у него с мамой и папой.

Чтобы кризисный период пережить спокойнее, родителям стоит запастись терпением, следовать советам, как вести себя с ребёнком:

  • Внимательно наблюдайте за детьми, старайтесь не пропустить самые первые признаки взросления.
  • Все развиваются по-разному. Не нужно торопить чадо становиться взрослым. И не стоит “сюсюкать” с уже заметно повзрослевшим человечком.
  • Воспринимайте всерьёз его высказывания, даже если они кажутся глупыми или смешными.
  • Воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Советуйтесь по любому поводу. Дайте возможность самому принимать решения. Пусть он чувствует себя на равных со взрослыми.
  • Подавайте достойный пример. Если вы желаете, чтобы ребёнок звонил вам, если задерживается – поступайте так сами.
  • В период взросления могут проявиться ошибки в воспитании, допущенные ранее. Есть возможность их исправить.
  • Во время становления личности происходит переоценка ценностей. Принимайте в этом активное участие. Интересуйтесь всем, чем увлекается подросток. Активно объясняйте, что такое “хорошо”, а что такое “плохо”.
  • Устанавливайте необходимые правила и требуйте их выполнения. Например: правила безопасности на улице или дома с бытовыми приборами.
  • Не забывайте хвалить детей даже за маленькие достижения. Это будет развивать его самооценку.

Чтобы переходный возраст прошёл спокойно для окружающих, вполне допустимо обращение к психологу. Зачастую подростки не соглашаются на этот шаг. Они не видят проблемы и думают, что всё само – собой наладиться. В таком случае можно вместе посмотреть видео, почитать книгу по психологии подросткового периода.

Переходной возраст, это возраст, когда ребенок уже не ребенок, хотя еще и е совсем взрослый. Родителям следует доверять своему ребенку. Не нужно проверять почту и читать его личные смс-переписки. Поддерживайте его, верьте в него. Пусть он знает, что чтобы не случилось, вы всегда его поймете и поддержите, он всегда может прийти к вам и попросить о помощи, и вы поможете. Друзья ребенка – важные люди в его жизни, оставляйте ребенку время на общение с ними.

Самоопределение

Для облегчения переходного периода является любая секция. Необходимо увлечь ребенка за долго до наступления взросления.Футбол, плаванье, карате, бокс научат дисциплине, натренируют тело, загруженный день поможет пережить гормональные взрывы. На глупости и плохие компании времени просто не останется.

  1. Подростковый возраст у мальчиков необходимо просто пережить, тем более это неприятное явление рано или поздно все равно проходит. Папа и мама должны быть не просто мудрее, но и проявить выдержку, лояльность, сохранить в семье дипломатические отношения, при этом не выпускать свое чадо из-под контроля. Один промах – и переходный возраст может перечеркнуть взрослую жизнь.
  2. В переходном возрасте у подростка происходит физическое и эмоциональное развитие, и ломка голоса – не единственный признак взросления. Продуктивная сперма и необдуманные поступки могут привести к раннему отцовству. Чтобы этого не произошло, взрослые должны беседовать с сыном, рассказывать ему о принципах и стремлениях взрослых людей, стать образцом для подражания.
  3. Когда определенные трудности переходного возраста у мальчиков сложно преодолеть, необходимо обязательно воспользоваться помощью психолога, но ни в коем случае не давить на подростка своим авторитетом, жизненным опытом, тоталитарной позицией. Если своевременно найти общий язык, то это сложное время пролетит для встревоженных родителей одним мгновением.

Этапы физического развития в пубертате

Переходному возрасту у мальчиков свойственна повышенная чувствительность и серьезная заинтересованность представительницами противоположного пола. Отныне он испытывает не только эмоциональное, но и физическое влечение, стремится добиться объекта вожделения. Так зарождаются первые отношения, появляется любимая девушка и пылкость чувств. В семье происходит полное непонимание, и мальчик может даже уйти из дома.

Существует еще одна проблема (не такая страшная как наркотики, но тоже очень неприятная), это компьютерная зависимость. Причин для такой зависимости может быть целое множество. Это и нервное расстройство, и комплекс неполноценности. Самое печальное, что когда проходит подростковый период, то зависимость никуда не девается. Если зависимость уже появилась, то справиться с ней самим очень сложно. Скорее всего потребуется консультация психолога или психиатра.

За 2-3 года до наступления пубертата происходит усиление выработки гормонов коры надпочечников. Этот процесс носит название адренархе. В это время идет усиленная выработка андрогенов, что и приводит в дальнейшем к запуску остальных физиологических процессов. Точная схема регуляции адренархе до сих пор не изучена, однако отмечается влияние некоторых ферментов на этот процесс (цитохрома P450 и др.).

Первым признаком полового созревания у мальчиков считается увеличение яичек. В допубертатном периоде их размеры остаются практически неизменными и составляют 2-3 см в длину и 1,5-2,5 см в ширину. Начиная с 12-13 лет яички увеличиваются в размерах до 4 см³. Спустя 5-6 лет пубертата объем тестикул должен составлять около 20 см³.

Половой член начинает увеличиваться в размерах вместе с ростом яичек. Повышается частота эрекций (увеличение объема пениса в результате наполнения кровью пещеристых тел на фоне сексуального возбуждения). Возникают поллюции – непроизвольное семяизвержение в ночное время. В норме поллюции возникают каждые 2-3 дня, но увеличение или уменьшение их частоты в подростковом возрасте не следует рассматривать как патологию. У взрослых мужчин поллюции могут быть следствием длительного полового воздержания.

Стили воспитания

К 14-15 годам у мальчика появляются полноценные сперматозоиды. После возникновения первых поллюций молодой человек теоретически готов стать отцом. Не стоит забывать о контрацепции и защите от ИППП в этот период.

Вследствие ормональных изменений формируются вторичные половые признаки

Рост волос

В первую очередь волосы появляются на лобке, и происходит это вскоре после начала роста тестикул. Первые волоски возникают у основания пениса. Становясь гуще, волосы занимают всю лобковую область, распространяются на бедра, появляются вдоль белой линии живота и доходят до пупка. Спустя 6-18 месяцев начинается рост волос в подмышечной области, вокруг сосков, над верхней губой и на подбородке.

Изменение голоса

Ломка голоса происходит под влиянием андрогенов. Усиленный синтез гормонов приводит к быстрому росту гортани, утолщению и удлинению голосовых связок. Голос юноши становится низким. В течение нескольких лет голос может быть нестабильным. Окончательно тембр голоса устанавливается к 15-16 годам и обычно предшествует появлению волос на лице.

В переходном возрасте мальчики быстро растут. Увеличивается длина костей, происходит рост мышечной массы. Плечевые кости и челюсти растут значительно быстрее, чем остальные части тела, что обуславливает формирование мужской фигуры. Максимальное увеличение мышечной массы отмечается спустя год после начала полового созревания. К концу пубертата юноши имеют в два раза больше мышечной массы, чем девушки того же возраста.

Воспалительные процессы затрагивают кожу лица и других частей тела

Под влиянием половых гормонов меняется состав жирных кислот, входящих в структуру пота. Усиливается потоотделение, возникает специфический запах. В это же время происходит усиленная выработка секрета сальными железами, что приводит к увеличению жирности кожи. Присоединение бактерий провоцирует развитие акне – воспалительных изменений на коже лица, спины, других частей тела.

Гормональные перестройки влияют не только на изменения тела. Значительные перемены происходят и в психическом состоянии юноши. В возрасте около 12 лет идет значительное ускорение темпов роста головного мозга, а также отмечаются существенные перестройки в эндокринной системе. Сложные отношения между гипоталамусом и другими железами внутренней секреции создают условия для усиления возбудимости некоторых подкорковых структур, что и приводит к перестройке нервной деятельности у подростков.

Согласно многочисленным исследованиям в переходном периоде у мальчиков отмечается:

  • Снижение концентрации внимания и памяти в начале подросткового периода и некоторое улучшение показателей к концу пубертата.
  • Некоторое снижение умственной работоспособности в возрасте 14-16 лет.
  • Нарушение процессов торможения и повышение возбудимости центральной нервной системы.

В результате перестройки организма меняется характер мальчика

  • Неуверенность в себе, стеснительность, низкая самооценка (нередко компенсируется избыточной агрессией).
  • Замкнутость, склонность к депрессивным состояниям.
  • Нервозность, избыточная тревожность.
  • Повышенная агрессивность, в том числе по отношению к старшим.
  • Эмоциональная лабильность. Перепады настроения и импульсивность – обычное явление для юношей в пубертатном периоде.
  • Конфликтность, противостояние с окружающим миром.
  • Появление полового влечения, интерес к противоположному полу.

Особое значение для мальчиков приобретают вопросы личных отношений. Одноклассницы из непонятных существ с другой планеты вдруг превращаются в красивых девушек. Возникает вполне понятный интерес к этой сфере жизни. Первый сексуальный опыт также нередко происходит в этом возрасте. Стоит ли удивляться, что поведение юноши постоянно меняется и практически никогда не соответствует ожиданиям родителей?

  1. Наследственность. Специфический ген, отвечающий за передачу этой информации, не найден, однако в среднем половое созревание у мальчика наступает в том же возрасте, что и у его отца.
  2. Влияние окружающие среды. Установлено, что контакт с половыми гормонами (в составе средств по уходу за телом и продуктам питания) может ускорить половое созревание.
  3. Питание. Рацион мальчика имеет большое влияние на скорость происходящих процессов в организме. Недостаточное накопление жировой ткани свидетельствует о том, что организм не готов к переменам. Мальчики с дефицитом веса обычно созревают позже, чем их более крупные и физически развитые сверстники.
  4. Гормональные нарушения. Причиной замедленного или ускоренного полового созревания могут быть различные эндокринные заболевания и иные патологические процессы.

    При отклонениях полового созревания не стоит откладывать визит к врачу

О преждевременном половом развитии говорят при появлении вторичных половых признаков у мальчиков в возрасте до 9 лет. Отставание в половом развитии отмечают, если никаких изменений не происходит в возрасте 16 лет и старше. В любой из этих ситуаций следует обратиться к врачу и найти причину таких отклонений.

Пик роста мальчиков приходится на 13 (13,5) лет – 15 лет, а замедляется к 18 годам. При этом вес растет с 14 до 16 лет.

На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У мальчиков это происходит в 14-15 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности. Именно поэтому подросткам важно:

  • хорошо и правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • избегать вредных привычек.

Отмечается постепенное увеличение артериального давления. Пульс несколько выше нормы, но ниже, чем у девочек. Однако, как и у них, возникают головные боли, головокружения, слабость.

Мальчик переходного возраста

У юношей рост мышечной массы приходится на 14 лет, но соответствие силе взрослого мужчины достигается позже.

Дыхание

Растут органы дыхания. У юношей преобладает брюшной тип дыхания. Мальчики проще переносят нехватку воздуха при физической нагрузке.

Девочки физически развиваются быстрее мальчишек. У них рост прекращается в 16 -18 лет. Парни же могут продолжать “вытягиваться” до 22 лет.

Но меняются дети не только внешне. Наблюдаются перемены в характере. Послушное, милое дитя становиться раздражительным, грубым, обидчивым.

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение  значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести  уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные  навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени
  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения,  не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Каковы особенности детей переходного возраста

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим,  чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский  стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезная еда
Adblock detector