Масленица история праздника и его традиции

История Масленицы: дохристианские обряды встречи весны

Последний день Сырной седмицы называется Прощеным воскресеньем. Оно заканчивает собою череду подготовительных недель к Великому посту. Всего «вводный» период длится 22 дня, и за это время Церковь настраивает верующих на нужный духовный лад.

Такое пристальное внимание к великопостному циклу вполне закономерен, ведь он является стержнем всего литургического года в большинстве христианских Церквей. Пост – время особое. Это, как очень удачно выразилась поэтесса Наталья Карпова, «семь медленных недель, дарованных тебе для покаянья». Это особый ритм жизни. Естественно, что радикальные перемены в душе не совершаются в одночасье, и здесь нужна серьезная подготовка – и ума, и эмоций, и тела.

Если углубимся в историю, то увидим, что Сырная седмица – наиболее древняя среди недель перед Великим постом. Она появилась под влиянием палестинской монашеской практики – местные иноки почти весь сорокадневный период перед Пасхой проводили в одиночестве, разойдясь по пустынным местам. К началу Страстной седмицы они сходились снова, но некоторые не возвращались, умирая в пустыне.

У традиции всю неделю вкушать молочную пищу – даже в понедельник, среду и пятницу – тоже монашеское происхождение. Ведь что такое пустыня? Это отсутствие пищи, а иногда – и воды. Естественно, перед таким испытанием нужно накопить силы. Речь, конечно, не идет о том, что в эти дни монахи объедались скоромными блюдами. Просто ввиду предстоящего в их жизни аскетического периода пост в понедельник, среду и пятницу отменялся.

Миряне эту монашескую традицию переняли и развили, но при этом смысл она получила несколько иной. Христианину-обывателю не нужно идти ни в какую пустыню, поэтому исчезает необходимость предварительного подкрепления себя белковой пищей. Но есть другой момент – в миру много соблазнов, сразу отказываться от которых рискованно.

Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Сразу оговоримся – Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет позиции с таким названием. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица.

Масленица история праздника и его традиции

Думаю, если говорить о славянском наследии, то здесь речь может идти, скорее, о том, почему Церковь все-таки освятила языческий праздник и наполнила его новыми идеями. Ответ очень прост – христианство, пожалуй, самая толерантная религия на Земле. Возможно, это звучит странно на фоне частых заявлений со стороны о нетерпимости христиан, но это так.

Церковь не внесла Масленицу в свой календарь, но, тем не менее, она ее переплавила, и именно это многовековое влияние христианства сделало некогда языческий праздник тем ярким и гротескным периодом, который известен уже несколько столетий. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы.

То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай.

Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием.

По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей. Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который и в поздние времена на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола.

В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица).

Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца.

Масленица по дням недели

Несмотря на то, что по сути Масленица в России стала частью религиозного христианского мировоззрения, она сохранила свою древнюю обрядовость. Всё в ней символично: круглые блины – прообраз солнца и “колеса года”, хороводы с песнями и играми – своеобразные призывы весны, сжигание чучела – прощание с надоевшей зимой. Каждый день Сырной недели имеет своё особое значение.

Понедельник или “встреча” – начало торжеств. В этот день изготавливалось соломенное чучело, которое обряжали в женское платье, привязывали к длинному шесту и с пением катали по улицам. После поездки, сопровождавшейся разудалыми песнями, фигуру Масленицы устанавливали на снежной горе. Тут же со склона с гиканьем и прибаутками молодёжь принималась съезжать на санках и розвальнях.

Масленица история праздника и его традиции

Во вторник или “заигрыш” гулянья продолжались с новой силой. Повсюду свою работу начинали “балаганы”, самодеятельные театры, где заезжие артисты разыгрывали комические сценки и вообще всячески веселили народ. Главными действующими лицами на подмостках были Масленичный дед и Петрушка. Как и в январские Святки в Масленицу существовала традиция наряжаться в необычные костюмы или маски и ездить друг к другу в гости. Ряженые, приезжая в дом, устраивали импровизированные концерты и шуточные представления.

Среда или “лакомка” открывала кулинарную часть праздника. Повсеместно пеклись блины, и варилось пиво. На ярмарках можно было отведать пряный сбитень, пряники и орехи. На площадях кипели огромные самовары, из которых гуляющие согревались чаем.

Четверг или “разгул” был кульминацией веселья. К предыдущей культурной программе представлений, катаний, обильных обедов и игр добавлялись потешные кулачные бои. Дрались и “стенка на стенку”, и парами. Публика строго следила за соблюдением правил боя: запрещалось колотить упавшего, нападать с превосходящими силами, бить по голове и ниже пояса.

Пятница или “тёщины вечёрки” – время, когда праздник перемещался с улиц в дома. Сперва молодожёны целый день ездили с ответными визитами ко всем, кого они раньше приглашали на свадьбу. Вечер пары встречали в семьях родителей невесты, где тёща накрывала для любимого зятя богатый стол. Те, кто ещё не успел создать семью, использовали время пятницы для знакомств и смотрин.

В субботу или “золовкины посиделки” угощения готовили молодые хозяйки. Новоиспечённые жёны принимали в гостях родню супруга.

Воскресенье именовалось “проводами” (в православной традиции его ещё называют “Прощёным”). Буйное веселье к этому времени уже улеглось. Друзья и знакомые извинялись друг перед другом за умышленные и неумышленные огорчения. Встречные прохожие раскланивались и троекратно целовались в знак взаимного уважения и примирения. Масленичное чучело сжигалось вместе с прошлыми обидами.

У каждого дня Масленицы есть свое название и предназначение, свои обряды и ритуалы.

Масленица история праздника и его традиции

Понедельник, первый день Масленицы (24 февраля 2020 года) – «встреча». В этот день выпекали первый блин, который оставляли на подоконнике или отдавали беднякам за помин души умерших родственников. Дети и взрослые зазывали в гости Масленицу, а матери учили дочек печь блины.

Вторник, второй день Масленицы (25 февраля 2020 года) – «заигрыши». День ряженных и сватов. В этот масленичный день молодые парни и девушки высматривали себе подходящую пару, чтобы после Пасхи можно было сыграть свадьбу.

Среда, третий день Масленицы(26 февраля 2020 года) – «лакомка». День, когда следует ехать в гости к теще на блины. В этот день разрешалось вдоволь веселиться, петь и танцевать, кататься на санях, есть и пить. «Блин не клин – живота не расколет», — говорили в народе.

Четверг, четвертый день Масленицы(27 февраля 2020 года) – «разгуляй» или Широкая Масленица. Празднование в самом разгаре, как говориться «на широкую ногу». В старину в упряжку закрепляли по нескольку саней и катались по селу на таком импровизированном масленичном поезде. Также в этот день водят хороводы, устраивают народные забавы, игры в снежки, кулачные бои.

Пятница, пятый день Масленицы (28 февраля 2020 года) – «тещины вечера». В этот день уже зятья угощают своих тещ блинами. Принято торжественно приглашать маму жены в гости, а она может прийти не одна, а с подругами.

Суббота, шестой день Масленицы (29 февраля 2020 года) – «золовкины посиделки». В этот день в гости к молодоженам приходила сестра мужа, со своей семьей (если она замужем). Если золовка незамужняя, приходила вместе со своими подругами.

Воскресенье, последний день Масленицы(1 марта 2020 года) – «прощеное воскресенье», «прощеный день, «целовальник». Последний день Масленицы, когда принято просить прощения у всех родственников, друзей, соседей, а затем поцеловаться и поклониться. Пора прощания с Масленицей, весельем и зимними забавами.

Как уже говорилось выше, на Масленичной неделе не разрешалось есть мясные блюда. Единственное исключение – Прощенное воскресенье, когда можно было отведать мясо перед постом. Еще один запрет на Масленицу – нельзя грустить, ссориться и обижаться на близких. Считалось, если на Масленичной неделе не будешь веселиться, весна наступит еще не скоро. А того, кто все праздничные дни грустил, ожидает несчастье.

Нельзя на Масленицу скупиться и жадничать – а наоборот, следует угощать блинами друзей и знакомых и кормить голодных. Нельзя встречать гостей в неубранном доме. Масленица – время для наведения порядка и чистоты. Нельзя отказывать, если вас пригласили в гости, а если пришли, то запрещено переедать и много пить. В последний день Масляной нельзя отказывать, если кто-то искренне просит у вас прощение. «Бог простит» — таков должен быть ответ.

Масленица в других Церквях

Здесь опять-таки нужно разграничить Масленицу и Сырную седмицу. Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира.

У католиков-латинян аналог Сырной седмицы – воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» – последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами – массовыми гуляниями.

Карнавалы тоже имеют языческое происхождение, а их смысл приблизительно тот же, что и у восточных славян. Во всяком случае, был. Сейчас карнавалы (как и Масленица) превращаются в коммерческое мероприятие и красочное шоу, которое полностью утратило связь не только с древней языческой, но и с церковной традицией тоже.

И, наконец, стоит вспомнить праздник Армянской Апостольской Церкви – Бун Барекендан («Истинная Масленица»). Он отмечается в воскресенье перед Великим постом. Этот день знаменит не только богатыми угощениями, ярмарками и народными гуляниями, но и тем, что бедняки и нищие становились предметом всеобщего внимания и пользовались благами общественного стола.

Особенности богослужения Сырной седмицы

В принципе, таких основных особенностей – две. Прежде всего, Устав запрещает служить Литургию в среду и пятницу – так же, как и в сам пост во все будние дни (Великим постом по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных даров). Эта связано с тем, что в Православии совершение Евхаристии — всегда праздник и радость.

А будничные великопостные богослужения пронизаны несколько иным настроением — настроением «светлой печали». И второе – в эти дни впервые в году совершается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Во время поста она повторяется много раз в день, а на Сырной седмице ее творят лишь дважды, как бы напоминая, что скоро душа войдет в совсем иной ритм – ритм усиленной молитвы и покаяния.

Источник

Приметы на Масленицу

На масленицу всегда старались испечь как можно больше блинов – к богатству и хорошему урожаю. Если блины, получились ровными, красивыми и золотистыми, год будет легким и удачным. А если пригорели и слиплись – ждите несчастий. Избавляться от ненужного и старого на Масленицу – хорошая примета. «На Масленицу старое простить — в жизнь новое пустить».

В народной памяти также сохранилось множество примет, свидетельствующих о погоде и будущем урожае.

  • Морозы на масленичной неделе – к богатому урожаю и теплому лету.
  • Дождит на Масленицу – к хорошему урожаю грибов.
  • Много снега – к теплой и ранней весне.
  • Сосульки – к богатому и сытному году.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезная еда
Adblock detector