Интернет зависимость у подростков и детей, что делать родителям

Суть компьютерной зависимости и виды

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

  1. Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.
  2. Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.
  3. Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.

Рекомендации родителям

Родители – самые близкие люди для ребенка, которые направляют по жизни. Именно они способны защитить от интернет-зависимости, психологических и физических последствий погружения во всемирную паутину. Профилактика интернет-зависимости у подростков включает следующие рекомендации родителям:

  • Уделяйте больше времени подростку. Общайтесь, интересуйтесь его делами в школе, друзьями, занятиями в интернете.
  • Поддерживайте увлечения ребенка, помогайте развивать их. Если тинейджер не может определиться с хобби, помогите ему сделать выбор.
  • Запишите ребенка в спортивную секцию. Физическая активность не только положительно влияет на физическое здоровье, но и улучшает психоэмоциональное состояние.
  • Станьте примером для ребенка. Покажите насколько интересен мир без интернета, занимайтесь спортом, гуляйте, ходите на встречи с друзьями или в кино.
  • Покажите своим примером, что долго находиться в сети неправильно и опасно не только для здоровья, но иногда и жизни.
  • Объясните ребенку, что в интернете незнакомые друзья опасны, а общение с ним может иметь неприятные последствия не только для подростка, но его родственников.
  • Контролируйте время, проведенное в интернете и сайты, которые посещает подросток. Зарегистрируйтесь в социальных сетях, где есть чадо и добавьте его в друзья. Это не только позволит контролировать действия, но и повысит доверие друг к другу.
  • Научите ребенка правильно использовать всемирную сеть: для учебы, для общения с реальными друзьями. Расскажите ему, что в онлайн-играх или на неизвестных сайтах нельзя указывать настоящие персональные сведения.
  • Устраивайте дни оффлайн. Делайте это ненавязчиво. Например, сходите в поход или съездите к родственникам или друзьям туда, где не ловит сеть.
  • Уделяйте больше времени учебе и самообразованию подростка. Помогайте, направляйте, давайте советы, покупайте книги, устраивайте поэтические вечера, делитесь впечатлениями о прочитанном, изучайте вместе иностранные языки.
  • Прививайте подростку нормы здорового образа жизни.
  • Уделяйте достаточное время ночному отдыху. Исключите сон с телефоном. Недостаток сна делает подростка более уязвимым к различным формам зависимости.

Риски

Интернет зависимость у подростков и детей, что делать родителям

Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

  • нарушенное чувство реальности;
  • нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
  • потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
  • потеря критического мышления;
  • снижение активности и работоспособности;
  • проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.

Семейное «соглашение»

Интернет в подростковом возрасте должен быть ограничен не только некоторыми сайтами, но и по времени. Чтобы исключить непонимание со стороны ребенка, агрессивное поведение и попытки сделать наоборот, установите права и обязанности всех члена семьи, которых будет строго придерживаться каждый.

Чтобы установить в семье четкие правила работы в сети, необходимо указать ответы на следующие вопросы:

  • какие сайты может посещать подросток и что там можно делать
  • какое количество времени допустимо проводить в сети и как часто допускаются сеансы виртуального общения
  • как поступать детям, если их что-то беспокоит в интернете
  • почему нельзя указывать личные данные на сайтах и как их защитить
  • как следить за безопасностью
  • как пользоваться чатами
  • как поступать, если с подростком хочет связаться незнакомый человек

Четкие ответы на эти вопросы, контроль их выполнения помогут сформировать правильное поведение ребенка в сети и исключить формирование зависимости и других опасных последствий.

Возможно использование техник аутотренинга, таких как медитация, управление дыханием, а также применение блокирующих Интернет программ.”

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

  • из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;
  • трудностей в семье;
  • сложностей в обучении;
  • при непринятии себя.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках;

В школе

Профилактика интернет-зависимости у подростков также дополняется работой педагогических сотрудников образовательного учреждения. Комплексный подход к предупреждению аддикции позволяет минимизировать опасность формирования заболевания, которое оказывает сильное негативное влияние на психику ребенка. С этой целью в школах используют следующие способы:

  • На уроках с детьми проводят компьютерные познавательные и развивающие игры, которые позволяют не только освоить сеть, но и использовать ее для развития.
  • Педагоги строго контролируют время работы за компьютером. Это не более 20-30 минут в течение урока. Это позволяет выработать привычку не засиживаться перед монитором.
  • На занятии происходит чередование работы с компьютером и другой деятельностью. То есть 20-30 минут, регламентированные ФГОС, прерываются 2-3 раза для отдыха или других занятий.
  • Учителя вовлекают подростков во внеурочную деятельность, а именно кружки, секции, которые развивают интересы, творческие способности.
  • Педагоги прививают любовь к здоровому образу жизни.
  • Работники образовательного учреждения активно сотрудничают с родителями. Это позволяет своевременно выявить аддиктивное поведение у ребенка и принять необходимые мероприятия по предупреждению усиления зависимости и перехода ее в хроническую форму.

Что привлекает подростка

Компьютерная игра или другая деятельность в интернете привлекает подростка тем, что создает укромный уголок, мир, в который нет никому доступа, особенно родителям. Кроме того, компьютерная игра и виртуальное пространство:

  • абстрагирует от реальности и дарит ощущение реалистичности происходящего;
  • снимает какую-либо ответственность;
  • дарит множественные шансы на исправление ошибок или прохождение новой жизни;
  • позволяет принимать любые решения, не боясь их последствий.

Выводы

Профилактика интернет-зависимости у ребенка проводится как родителями, так и педагогическими работниками образовательного учреждения. Важно, чтобы подходы по предупреждению аддикции не противоречили друг другу. Для этого родителям и педагогам необходимо взаимодействовать друг с другом, что позволяет выработать единый подход к проблеме, своевременно ее диагностировать и принять необходимые мероприятия по ее устранению на начальных этапах. При необходимости работа родителей и педагогов дополняется беседой с психологом.

Признаки необходимости лечения интернет-зависимости у подростков

Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

Стоит начать волноваться при следующих условиях:

  • Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.
  • Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.
  • Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.
  • Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.
  • Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.
  • Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.
  • Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.
  • Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.

Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные страхи и тревоги, перепады состояний от вялости до возбуждения.

Рассматриваемое аддиктивное заболевание имеет выраженную психологическую природу. Как и при любом нарушении, существует ряд признаков, свидетельствующих о необходимости лечения интернет-зависимости у подростков:

  1. Потеря чувства времени. Молодому человеку кажется, что он зашел в сеть всего на 5 минут, хотя провел на разных ресурсах уже не один час. Проблемы в реальной жизни только усугубляют ситуацию — подростки на подсознательном уровне стремятся скрыться от них в виртуальном мире.
  2. Полное игнорирование физиологических потребностей. Такие пациенты редко испытывают голод, желание сходить в туалет или поспать. Очень важно начать своевременное лечение интернет-зависимости у подростка, поскольку это негативно влияет на организм в физиологическом аспекте.
  3. Отказ от социальной ответственности в реальной жизни — когда встреча с другом заменяется онлайн-чатом, учеба отходит на второй план, а пациент начинает все меньше времени уделять другим занятиям.

Все это становится причиной целого ряда психологических, социальных и физиологических проблем.

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

  1. Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение медиаграмотности. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье «Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования».
  2. Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.
  3. Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте способности, организуйте совместную активную деятельность.
  4. Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.
  5. Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную.

Как бороться

Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

Профилактика интернет-зависимости у подростков

Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его темпераменту, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезная еда
Adblock detector