Сказкотерапия как метод психологической коррекции примеры сказок

Цели

В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.

В психологии:

  • искоренение страхов;
  • воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
  • активация защитных механизмов психики;
  • помощь в выборе правильного решения;
  • программирование жизненного плана человека на будущее;
  • борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.

В педагогике:

  • как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
  • устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
  • коррекция характера;
  • улучшение внутреннего состояния;
  • внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
  • выстраивание «морально правильного» поведения;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение заниженной самооценки;
  • формирование веры в позитивное разрешение проблем.

Кроме того, сказкотерапия используется даже в логопедии (на занятиях по развитию речи). Считается, что она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников:

  • звуковую и смысловую речь;
  • фонематическое восприятие;
  • артикуляцию;
  • дифференциацию звуков, введение их в речь;
  • слоговую структуру слов;
  • структуру предложений;
  • умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).

При использовании её как средства формирования развития речи, деткам даются примерно такие задания:

  • досочинять предложенную сказку;
  • придумать и рассказать свою от начала до конца;
  • повторять за сказочными героями какие-то звуки, слова или целые предложения;
  • изображать звуки природы.

В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.

Понятие сказкотерапии и ее функции

Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает пациентам с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку.

Цели коррекции при помощи сказок:

  • Уменьшение эмоционального напряжения.
  • Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.
  • Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.
  • Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.
  • Помощь в повышении самооценки.
  • Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.
  • Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.
  • Обучение общению с окружающими.
  • Лечение психоэмоциональных травм, аутизма, синдрома гиперактивности и других патологий.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции примеры сказок

Сказка показывает пример отношений между людьми. Часто это происходит на примере животных. Произведение помогает увидеть отрицательные и положительные стороны героев, открывает ребенку возможные нежелательные последствия, которые возникли из-за неправильного поведения. В детских рассказах всегда побеждает добро, что показывает дошкольнику или школьнику пример, что лучше быть хорошим, а не плохим. Это все воспитывает моральные качества, учит их быть благородными, добрыми, честными, справедливыми и так далее.

Произведение помогает малышу учиться фантазировать. Он представляет сюжет в разнообразных вариантах, ролях. Если маленький пациент имеет низкую самооценку, то больше подойдет сказка про короля или королеву, принцессу или принца. Дошкольник во время прочтения будет повышать свою самооценку.

Если дошкольник застенчивый, ему больше подойдут сказки про трусливого зайца. Во время прочтения рассказа на приеме у психолога пациент раскроет свои страхи. Если занятие проводится в группе детей, слушатели могут открыть страхи и справиться с ними.

Детские произведения помогают не только обучать малышей, но и лечить психические травмы. Также сказкотерапия выполняет профилактическую функцию в возникновении психологических патологий. Вымышленные персонажи открывают пациенту проблему на примере какого-либо сюжета, а потом показывают вариант ее решения.

Принципы

Вся технология сказкотерапии базируется на 4 основных принципах.

Принцип 1. Ценности

Сказкотерапия или лечение сказкой

Главное — донести до сознания человека информацию о правильных жизненных ценностях, которыми он должен руководствоваться в любой ситуации при принятии решений. После прочтения сказки обязательно нужно обсудить такие из них, как взаимопомощь, любовь, дружба, сострадание, истина, вера, достоинство, гуманность, доброта.

Принцип 2. Жизненная сила

После того, как человек усвоил базовые ценности, проводится работа по осознанию того, что для любого поступка необходима внутренняя сила. Она есть у каждого, но у большинства словно дверь, заваленная камнями (проблемами, сомнениями, разочарованиями, психологическими травмами). Можно понимать, что любовь, вера, надежда — оплот существования, но при этом ничего не предпринимать для того, чтобы они вошли в жизнь. Сказкотерапевт помогает пациенту осознать собственную внутреннюю силу и освободиться от подобных завалов.

Принцип 3. Многогранность

Каждую сказку психолог раскладывает по полочкам, освещая сюжет и героев с разных позиций. Это делается для того, чтобы человек понял, что нельзя видеть в мире только плохое. Любое событие можно рассмотреть с разных сторон и найти в нём положительные моменты.

Принцип 4. Две реальности

Сказкотерапия создаёт в сознании человека две реальности: сказочную (психическую) и бытовую (социальную). Задача специалиста — посредством ассоциаций вплести ресурсы первой в жизненную практику пациента.

Как сказка помогает ребенку?

Детские произведения раскрывают истину жизни. Дошкольник узнает, что такое добро и зло. Рассказ всегда показывает человеческие ценности, ненавязчиво намекает малышу, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации. Дошкольник в ходе чтения тоже делает выбор, как правило, в сторону положительных героев и добра. Произведение позволяет малышу задуматься над поведением и выбором героев, проанализировать правильность их действий.

Психологи советуют родителям обсуждать сюжет с ребенком. Взрослые должны объяснить малышу, где ошибся герой, а где сделал правильно, что плохо, а что нет. Это очень помогает детям в принятии решения по жизни, учит ценностям и размышлению.

Сказки

Сказочные сюжеты обучают малышей смелости, доброте, искренности, порядочности, целеустремленности. Эти положительные качества в жизни помогают ребенку достойно преодолевать трудности, достигать высот, общаться с окружающими людьми. Дошкольники и школьники с преобладанием положительных качеств более счастливые, успешные, самодостаточные личности.

Сказкотерапию можно использовать в обучающих целях. Она может быть актуальна для изучения математики, геометрии, русского языка и других дисциплин. Методика позволяет в более интересной и простой форме подать материал.

Сказочные произведения дают возможность скорректировать поведенческие отклонения. Их пишут психологи или педагоги. Такие рассказы помогают ребенку исправиться.

Сказкотерапия часто используется для терапии психологических проблем. Рассказ пишут также психологи, социальные работники, педагоги. Сюжет показывает проблему пациента, но в более мягкой форме. Такие сказки позволяют значительно успокоить ребенка, понять смысл, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Методы

Для реализации этих принципов используются следующие методы.

Сначала сказку рассказывает психолог. Спустя какое-то время он просит своего собеседника пересказать ему то, что тот запомнил. Те моменты, которые он будет более ярко и подробно описывать, позволят понять, какие наболевшие акцентуации и паттерны у него существуют.

Обычно используется в работе с детьми, хотя порой и для взрослых. После прочтения сказки психолог просит нарисовать иллюстрацию к ней. Либо произвольно, либо какого-то конкретного события (которое было вплетено специально для раскрытия внутренних проблем пациента), либо персонажа. Здесь оценивается выбор сюжета, героя, оттенков, динамики изображённого.

  • Сказкотерапевтическая диагностика

Один из самых сложных методов, чаще всего используемых в работе со взрослыми. Психолог предлагает неожиданные вопросы по, казалось бы, совершенно простым сюжетам. Если брать известные русские народные сказки, можно привести следующий пример.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции примеры сказок

Если к психологу обратился человек, у которого рушится семья из-за жилищных проблем (молодые супруги вынуждены жить с родителями и постоянно конфликтуют с ними). Читается «Теремок». Проговариваются положительные моменты (как в большом лесу в маленьком теремке нашли кров и ужились совершенно разные звери).

Есть и другие методы — сочинение собственной сказки (учитываются те моменты, на которых ставится акцент, а также концовка), мастерская кукол (похоже на рисование), театральная постановка или хотя бы чтение по ролям (здесь психолог смотрит, какого персонажа примерил на себя человек, как обосновал свой выбор, как отыграл).

Разновидности сказок

Если распределить все функции сказок, то можно выделить несколько разновидностей сказкотерапии. В зависимости от целей лечения или коррекционной работы психологи выбирают тот или иной вид. Выбор может осуществляться также родителями или педагогами.

Разновидности сказкотерапии:

  • Художественные.
  • Дидактические.
  • Психотерапевтические.
  • Медитативные.

К художественной разновидности произведений относят авторские рассказы и народные сказки. Народные – раскрывают глубокий смысл, древнюю мудрость. Авторские − показывают частную жизнь одного героя.

Дидактические рассказы применяют для обучения детей. Психокоррекционные и психотерапевтические произведения помогают справиться с тяжелым психологическим состоянием или психологической травмой. Для решения какой-либо проблемы специалист по сказкотерапии или психолог пишет сказку персонально для конкретного случая или проблемы (болезни).

Медитативные произведения необходимы для дошкольников с повышенной активностью, гиперактивностью, психозами и другими болезнями. Механизм их воздействия заключается в успокоении, умиротворении пациента, формировании позитивного настроя. Такие произведения читают накануне сна.

Психологические школы

Несмотря на то, что сказкотерапия как отдельное направление в психологии оформилась только в 1997 году, уже до этого влияние данного жанра на развитие личности рассматривалось в различных психологических школах.

Карл Юнг

Швейцарский психиатр, психолог, педагог. Школа аналитической психологии. Доказал, что в своём поведении и при принятии ответственных решений человек нередко поступает неосознанно (не может объяснить, почему сделал именно так), но руководствуясь мифологизмами и архетипами из сказок.

Читали мальчику в детстве постоянно одну и ту же сказку — про Рапунцель. И в будущем он выбирал себе женщин только с длинными волосами. Вырос ребёнок на страшных сказках — и стал впоследствии увлекаться экстремальными видами спорта, чтобы снова и снова испытывать чувство страха и всплеск адреналина.

Эрик Берн

Американский психолог, психиатр. Школа трансакционного и сценарного анализа. Разрабатывал авторские сказки, называя их контрсценариями. Действовали они следующим образом. Берн считал, что каждый человек запрограммирован с детства идти по типичной дороге, и редко кому удаётся свернуть с неё самостоятельно.

Например, у девушки все парни, с которыми она начинала встречаться, в итоге злоупотребляли алкоголем. Всё потому, что её отец пил и тем самым словно запрограммировал жизненный путь своей дочери на такую судьбу. Бёрн с помощью сказок показывал своим пациентам возможную альтернативу развития событий.

Д. Б. Эльконин

Советский психолог, работавший в русле детской и педагогической психологии. Теория деятельностного подхода. Подбирал сказки для проблемных детей таким образом, чтобы они могли сформировать у них «морально правильное» поведение, которое бы вписывалось в рамки социума. Чтобы ребёнок не уходил из дома и слушался родителей — читайте «Колобок», чтобы понимал успешность коллективного труда и взаимопомощи — «Репку», был добрым и душевным — «Морозко».

Варианты применения сказок

Разнообразие способов работы со сказкой дает возможность повысить интерес детей. Чем больше специалист (психолог или педагог) применяет видов сказкотерапии, тем больше дети тянутся к занятиям.

Разновидности работ:

  • Рассказывание.
  • Сочинение.
  • Рисование.
  • Изготовление куклы.
  • Постановка.

Во время рассказывания сюжета от дошкольника или школьника требуется максимальная эмоциональность и чувственность. Во время воспроизведения допускается изменение сюжета по желанию рассказчика, можно перебивать и задавать вопросы психологу или педагогу. На этом и строится коррекционная работа при помощи сказкотерапии.

Во время сочинения пациент сам строит сюжет произведения, изменяет его, драматизирует, вкладывает все свои чувства. В сказке можно изменять героев, ставить себя на их место. Такой принцип работы помогает воспитаннику улучшить эмоциональное состояние. Сочинение рассказа может осуществляться пациентом совместно с психологом.

Рисование применяют на втором этапе работы с произведением. Пациента просят нарисовать, слепить из пластилина героев, сделать аппликацию. Рисовать можно любыми красками (акварельными, гуашью), а также фломастерами, карандашами. Если состояние пациента тяжелое, он будет изображать мрачные картины, плохих героев сказки (чудовищ), использовать темные оттенки.

Изготовление кукол относится ко второму этапу работы. Пациента просят сделать куклу по сказке (прочитанной накануне или по любимому рассказу). Ребенок во время изготовления куклы успокаивается, расслабляется. На фоне терапии у пациента уходят страх, тревога, стресс. Такой вид терапии тоже относится к медитативным методикам.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции примеры сказок

Постановка представления включает прочтение сказки, изготовление кукол или костюмов, придумывание сюжета, представление картины. Участники сценки выбирают себе персонажа, наделяют его качествами (отрицательными, положительными). Методика позволяет расслабить детей, раскрыть в них творческий потенциал.

Возрастные особенности

Для дошкольников

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста — обязательная часть воспитательного процесса в детском саду. Она учит разграничивать добро и зло, формирует правильные ценностные установки.

Для детей 2-3 лет

Сказки для сказкотерапии помогают им адаптироваться к детскому саду, отвыкнуть от постоянного присутствия родителей, снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить чувство страха и тревожности. Попутно они направлены на развитие речи, внимания, воображения и восприятия. Пример сказки — «Как слонёнок Стёпка пошел в детский сад».

Для детей 3-4 лет

Цель сказкотерапии в этом возрасте — развитие навыков полноценного общения с окружающими через совершенствование речи и умение договариваться со сверстниками и взрослыми. Детки учатся слушать, пересказывать, а самое главное — сопереживать героям, отличать плохих от хороших. Здесь можно использовать знаменитые сказки «Гуси-лебеди», «Колобок», «Репка».

Для детей 5-6 лет

Сказкотерапия как метод психологической коррекции примеры сказок

В этом возрасте начинают формироваться первые комплексы и страхи. Задача сказкотерапии — справиться с ними. Попутно сказки расслабляют, позволяют ребёнку осознать, что он не один испытывает подобные проблемы, а самое главное — все они преодолимы. Пример сказки: «О Темноте-Темноте».

Сказкотерапия для детей 6-7 лет решает уже более глобальные задачи. Во-первых, нужно помочь адаптироваться к новым условиям существования в стенах школы. Во-вторых, в более игровой и близкой детям форме продолжить развивать память, речь, внимание, воображение. В-третьих, научить целеполаганию. На начальной ступени обучения всё это ещё актуально: ребята с интересом вслушиваются в авторские, незнакомые сказки и открыты для их восприятия.

Школьные психологи обязательно должны включать в работу с учениками начальных классов сказкотерапию. Причём работа может быть как коллективной (дать всем задание сочинить сказку), так и индивидуальной (с трудными детками, отличающимися девиантным поведением или плохо адаптирующимися к новым условиям).

В дальнейшем для школьников среднего звена сказкотерапия всё реже используется в качестве коллективной работы. Там психологи начинают подбирать тексты в соответствии с проблемой и личностью каждого отдельного ребёнка.

Для подростков

Подростковый возраст — это один из самых сложных и непредсказуемых периодов, когда дети пытаются найти и обрести самого себя. Суициды, анорексия, неформальные группировки, запрещённые вещества, девиантное поведение — со всем этим поможет справиться сказкотерапия. На данном этапе она способствует развитию самоинтереса, стимулированию творческого самовыражения, рефлексии.

Если подростки не захотят слушать сказку, не обязательно настаивать на этом термине. Назовите текст притчей или интересной историей. Примеры: «Фламинго, или Скала Желаний» (преодоление неуверенности), «Повесть о настоящем цвете» (избавление от суицидальных мыслей), «Щёчка» (борьба с низкой самооценкой).

Что касается сказкотерапии для взрослых, в данном направлении ведётся исключительно индивидуальная работа с узко направленным специалистом.

Заключение

Сказкотерапия считается очень древним и распространенным способом воспитания, обучения и лечения. Этот метод позволяет развить мышление, воображение, память, восприятие устной речи. Произведения улучшают эмоциональное состояние, помогают справиться с психологическими травмами, изменить поведение пациента к лучшему, снять симптомы гиперактивности, нервозности и других психиатрических патологий. Игнорирование прочтения сказок может привести к эмоциональной и умственной неполноценности.

Рекомендуемые книги

  1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
  3. Козлова Е. Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.
  4. Ломакина Г. Сказкотерапия.
  5. Прохоров В., Рубанова С., Отраднова А. Исцеляющая сила сказки.
  6. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии.
  7. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.
  8. Стишенко И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем.
  9. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем.
  10. Ткачёва Т. Психотерапевтические сказки для взрослых и детей.

В вышеуказанных книгах можно найти и примеры сказок, и методические рекомендации, как их лучше использовать в работе со взрослыми и детьми. Несмотря на то, что далеко не все психологи разделяют восторг от эффективности данного направления, оно пользуется невероятной популярностью по всему миру и за 20 лет помогло десяткам тысяч людей обрести гармонию в душе и избавиться от фобий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезная еда
Adblock detector