Урок рисования для новичков: Упражнения для развития глазомера

Итак, урок рисования для новичков: упражнения для развития глазомера.

Первое упражнение можно выполнять на любом удобном листе бумаги (хоть бы даже и в тетрадке). Рисуем от руки, без линейки, прямые параллельные линии. Чем длиннее они будут — тем сложнее.  Если вам очень трудно и рука совсем не набита, то начните с тетрадки в клеточку. Просто заполняем лист параллельными отрезками.

Сначала ваши полосы будут кривыми, дрожащими, и не всегда даже параллельными.  Но с тренировкой будет получатся всё лучше и лучше.

Не пытайтесь рисовать сразу длинные линии, начните с отрезков сантиметров по 8-10 длиной. Воспользуйтесь удобной техника выполнения этого упражнения. Отметьте точками или чёрточками (как на рисунке) начало и конец отрезка. Потом одним движением соедините их горизонтальной линией.  Эти метки очень помогают мысленно наметить тот путь, который проделает Ваша рука.  А именно послушания мы от руки и добиваемся.

Постепенно удлиняйте линии, делайте их без обозначения начала и конца и старайтесь, чтобы они были одинаковыми и на одинаковом расстоянии друг от друга. Сколько понадобится таких упражнений заранее сказать сложно. Тренируйтесь, пока рука не будет уверенно проводить ровные линии.

Выводить однообразные линии скучно, так что, чуть «поднабив руку» можно добавить второе упражнение для развития глазомера.  Очень важное упражнение! Наши нарисованные отрезки будем делить на равные части. Для начала на чётное количество частей: на две, на четыре, на восемь. Сначала делим полосочку пополам. Потом каждую образовавшуюся часть тоже пополам, и так далее.

С чётным количеством частей более менее понятно. Как станет получаться ровно, усложняем задачу нашему глазомеру и  будем делить наши линии на нечётное количество кусочков: 3, 5, 7.

Опираемся на чётное деление. Например: для деления на три части сначала надо поделить отрезок пополам, затем с обеих сторон от центральной метки отделяем небольшой кусочек такого размера, чтобы в итоге все 3 части оказались равной длины. При делении на нечётное количество отрезков середина средней части совпадает с серединой всей линии.

Деление на пять и семь частей делается по такому же принципу: сначала делим на чётное количество частей. Их будет на 1 меньше, чем запланировано получить нечётных (то есть из 4-х делаем 5, из 6-и делаем 7).  Делить линию на пять или семь частей сложно, но только поначалу. Даже небольшая практика даёт заметный прогресс.

После того, как поднаторели в рисовании линий, приступаем к геометрическим фигурам. Суть упражнений та же: рисуем от руки геометрические фигуры и делим их на ровные части. Всё от руки, всё без линейки. Линейка в этих упражнения на тренировку глазомера используется только для того, чтобы проверить свой результат: насколько точно удалось поделить линию и в какую сторону делать поправку в следующий раз.

Начать работать с фигурами лучше с квадрата. Делим его горизонтально, потом вертикально, потом по диагонали. Стараемся линии рисовать ровно.

Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, или путем соединения середин противоположных сторон. Берите разные фигура, усложняйте и разнообразьте себе задачу: треугольник, параллелограмм, прямоугольник.

А теперь кульминация наших тренировок глазомера — орнаменты. Как можно видеть, половина всех орнаментов базируется на повторении и чередовании различных простейших геометрических фигур. На орнаментах будет где развернуться: тут и ровные параллельные линии, и деление на равные и не равные отрезки, и равные промежутки между линиями (что так же не маловажно), да и есть куда фантазию применить.

Теперь, когда Вы знаете, как развить глазомер, осталось лишь одно — практика и ещё раз практика.

1.  Проводим  параллельные линии (отрезки)

Проблема:  не получается нарисовать ровную линию или окружность.

Прямых линий не существует. Прямая обитает в мире векторов, как наиболее краткий путь между двумя точками. Конечно, вы можете схитрить и воспользоваться линейкой, но тогда ваша рука так и не привыкнет рисовать ровные длинные линии. Скажем, вы начинаете рисовать линию, и поначалу она выглядит совершенной, но чем дольше вы ведете линию, тем больше ошибок совершаете. В чем дело?

Если нарисовать длинную линию почти невозможно, можно прибегнуть к помощи коротких линий, к ним наша рука более привычна. Взгляните на рисунок внизу. Чем короче штрихи, тем ближе рисунок к оригиналу.

Скажем, вы хотите нарисовать цветок подобный тому, что внизу. Вам видно, что он состоит из одной прямой линии, ровного круга и нескольких линий с изгибом под определенным углом. Наверняка вы справитесь с этим цветком, если будете рисовать медленно, очень аккуратно соединяя линии, высунув язык, утирая капли пота с лица. Но зачем? Рисование – не тяжкий труд, оно должно быть в радость!

Технический чертеж (прямые линии, четкие окружности) требует концентрации. Там необходимо создавать четкие изображения в точном соответствии с оригиналом. Там нет места для творчества или самовыражения, так как личный стиль вытекает из богатства разнообразия. Вы действительно этого хотите? Все время рисовать одни и те же вещиодним и тем же способом?

Если да, то этот курс не для вас. Рисунок – это творчество – оно требует, чтобы ваша рука была расслаблена в то время, когда вы сосредоточены на создаваемом эффекте, а не на рисовании набора ровных линий. Именно этому вам и надо научиться – как быть расслабленным и делать быстрые наброски без особых забот. Давайте еще раз попробуем нарисовать этот цветок. В этот раз следуйте простым правилам:

  • разбивайте длинные линии на короткие штрихи;
  • чем больше кривых, тем короче штрихи;
  • касайтесь бумаги легко, не вдавливая в нее карандаш;
  • рисуйте быстро!

Урок рисования для новичков: Упражнения для развития глазомера

Разве не здорово было? Если прищуриться, то рисунок хорошо получился. Осталось заполнить пропуски между штрихами. Продолжают действовать правила из предыдущего шага.

Теперь линии можно выделить маркером или более сильным нажатием карандаша. Этот шаг необязателен, его можно пропустить.

Готово! Еще не совсем похоже на оригинал, но уже прослеживается стиль, немного вашего характера, настоящее произведение ваших рук! Вы, возможно, заметили, что он выглядит более естественным, ведь природа не совершенна. Еще более важно то, что стоило вам пересечь границы, вы увидели, что можете легко все изменить! Парадоксально, но, чем неаккуратнее ваши линии, тем более естественно выглядит рисунок.

Как практиковаться?

  • Разбивайте длинные линии на короткие штрихи;
  • Рисуйте окружности, состоящие из коротких штрихов, не пытайтесь сделать это с помощью одной изгибающейся линии;
  • Рисуйте с легким нажимом, тогда мелкие ошибки будут невидимы.

2. Создайте собственный стиль

Проблема: у вас получается рисовать только то, что уже нарисовано другими. По вашим рисункам не скажешь, что их автором являетесь именно вы.

Похоже, вы справляетесь с ровными окружностями и линиями? Это не очень хорошо. Возможно, вы застряли в мире математических правил и технического рисунка – вам удается повторять, но не получается творить. Чем вы можете себе помочь? Для начала пройдите первые шаги этого курса, но здесь есть еще один секрет.

Как я говорила ранее, стиль возникает в разнообразии. Если вы пытаетесь перерисовать картинку, подробно воссоздавая каждую деталь, и не добавляя ничего нового (это же ошибка!), то у вас не выйдет ничего другого. Оригинал-то был не ваш, а соответственно ваш рисунок получился простой копией. Я не говорю, что вам не следует проходить курсы, но вам стоит относиться к рисованию более творчески и стараться быть – как бы парадоксально это ни звучало – менее точным.

Как избавиться от достаточно большой доли точности? Начнем с простого упражнения: нарисуйте несколько простых геометрических форм трясущейся рукой, будто вы очень-очень нервничаете. Продолжайте, пока ваша рука не будет полностью расслабленной.

Для начала сделаем это простое упражнение. Повторяйте все шаги как обычно, но в 4 шаге рисуйте трясущейся рукой, когда вы уже будете доводить последние линии. Нарисуйте несколько таких голов, при этом каждый раз меняйте то, как сильно и часто дрожит ваша рука.

Удивлены? Каждая из голов отличается от оригинала, но вы узнаете, что только что нарисовали. Хотя вы использовали одни и те же пропорции для всех голов, ни одна из них не похожа на другую. Как такое могло произойти?

Когда вы учились писать, учительница хотела, чтобы вы четко следовали линиям в образце. Вы потратили множество часов на рисование (не написание) каждой буковки, как будто она была шедевром. Прошло время, пришел опыт, и у вас выработался собственный почерк, ваш личный стиль. Буквы в вашем почерке отличаются от моих, отличаются от ваших друзей – при этом мы можем прочесть, что вы написали.

Примените это правило в собственных рисунках. Думайте о том, какого эффекта вы хотите достигнуть, а не о линиях. Рисуйте быстро, и ваш личный стиль, уникальное движение вашей руки даст о себе знать.

Есть еще одна вещь, которая создает личный стиль – творчество. Проделайте предыдущие упражнения снова, но на этот раз меняйте результаты промежуточных шагов в соответствии с тем, что вы хотите увидеть. Вы учитесь рисовать голову дракона, но что если в вашем представлении пасть дракона должна быть удлинена? Без проблем! Нет необходимости проходить другой курс, просто измените правила под свои нужды.

Как практиковаться?

  • Выберите несколько предметов из своего окружения, попытайтесь нарисовать их дрожащей рукой, не переживая за результат;
  • Рисуйте много! Не думайте о том, что выйдет, позвольте вашей руке привыкнуть к своему естественному движению;
  • Когда делаете упражнения, будьте креативны – меняйте длину, форму, расстояние между предметами, и смотрите, куда вас это заведет.

3. Размер и пропорции

Проблема: ваши пропорции никуда не годятся. Вы не в состоянии нарисовать необходимое расстояние, не воспользовавшись линейкой или другими средствами.

Неверные пропорции – огромная проблема для начинающего художника. К счастью, ее легко преодолеть, если не игнорировать. Во-первых, что такое пропорции?

Пропорции – это не расстояние между двумя единицами. Они определяют расположение одного элемента по отношению к другим. Это значит, что если вы захотите перерисовать всю картинку (набор элементов) так, чтобы она стала в два раза больше, необходимо удвоить расстояния между всеми элементами.

Давайте потренируем глаза, чтобы они научились видеть и изменять пропорции. Для начала попытайтесь перерисовать эту картинку, но так, чтобы она стала в два раза меньше.

Теперь возьмите линейку и проверьте, правильно ли у вас получилось – все расстояния должны быть в два раза меньше, чем на экране. Как получилось? Возможно не особо хорошо, если вы все еще проходите этот курс. Заметьте, что окружности тоже должны быть в два раза меньше, и кажется, что добиться этого невозможно. Как нарисовать круг меньшего размера, если вы не знаете размера оригинала?

Ответ состоит в том, что нам необходимо по меньшей мере два элемента в разговоре об относительности. Не важно, каков размер элемента – он не может быть непропорциональным, если у вас только один элемент! Давайе сделаем еще одну попытку. Нарисуйте только первую окружность.

Теперь представьте, что из центра окружности выходят две линии. А также есть третья воображаемая линия, которая соединяет обе окружности. Вы видите, какой угол она образует? Проведите эту линию на своем рисунке, и не добавляйте пока вторую окружность.

Если вам сложно увидеть размер угла, попробуйте поделить прямой угол на три части, а затем каждую треть еще на три части. Каждая из этих частей составляет 10 градусов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезная еда
Adblock detector