Влияние компьютера на психику детей

Выбор компьютерных игр

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность
нашего исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры (ПК)
стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемым
атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее
время, просто немыслима без ПК, которые окружают нас дома и на работе, часто со
всех сторон.

Их
можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной
научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но».
Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров
на человека изучены недостаточно,а то, что изучено, практически не известно
пользователям.

Имеющиеся
данные англоязычной литературы об ухудшении здоровья пользователей ПК носят
отрывочный и часто противоречивый характер. При этом логика рассуждений такова:
раз нет однозначных доказательств вреда, значит, нет и самого вреда. Однако
некоторые данные о стрессовом воздействии компьютеров на зрение, возникновении
патологических изменений в глазах, учащении эпилептических припадков всё же
опубликованы.

«Лишь
бы не курил, не пил, наркотики не употреблял». В своё время также говорили и о
повальном уходе молодёжи в религию во времена экспансии заокеанских
проповедников-сектантов, пока ситуация не вышла из-под контроля, а коррекция
зомбированной психики не составила проблему даже для некоторых опытных
психиатров.

Почти
то же самое происходит и с модным ныне увлечением детей «бродилками» и
«стрелялками».

Цель
курсовой работы – исследовать влияние компьютера на психику ребёнка.

Объектом
нашего исследования выбраны дети, а также группы детей младшего школьного
возраста.

Практическая
ценность курсовой работы вызвана современной проблематикой в вопросах влияния
компьтеров на психику детей.

Рассмотрим
подробнее факторы компьютерного влияния и исследования украинских и зарубежных
ученых в этой области.

Раздел
І.

1.1.
Проблема взаимоотношений детей и компьютеров

Проблема
взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как
персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники.
Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как и десятилетие назад, общество
по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо?

Влияние компьютера на психику детей

Мы
попытаемся дать ответ на этот вопрос, рассмотрев мнения педагогов, психиатров,
исследователей в этой области, но следует учесть также всю неоднозначность
такого ответа. Мы сделаем обзор современных знаний на тему «ребенок, компьютер,
Интернет и родители». Современные родители стремятся развить в своих детях
самое лучшее, научить их многому, но, к сожалению, не всегда это желание идет
на пользу ребенку.

Многие считают, что, если они хоть на минуту позже
познакомят свое чадо с компьютером и информационными технологиями, их ребенок
может что-то упустить и будет отставать от сверстников. Другие же, наоборот,
всего боятся. Боятся вредного воздействия компьютера, боятся растлевающего
действия Интернета, боятся разрушительного воздействия компьютерных игр. И,
оказывается, не всегда этот страх так уж неоправдан [4; с. 6].

ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или занимается
веб-серфингом, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за
компьютером все больше времени. Так, один из пациентов, подросток, просидел за
компьютером в интернет-клубе семь дней. Домой он вернулся только после того,
как его разыскали встревоженные родители.

Во время беседы с психиатром мальчик
сообщил, что, увлекшись компьютерными баталиями, потерял чувство реальности и
для него самого было неожиданностью, что он столько времени не был дома. По
словам подростка, в клубе он ел булочки, запивал их “Фантой”, а после
этого снова садился за компьютер. “Что было дальше, я не помню”, —
сказал он.

Влияние на детское здоровье

Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что взрослые люди
подвержены компьютерной зависимости в ничуть не меньшей степени. Это может быть
как интернет-зависимость, так и зависимость, скажем, от ролевых игр, в мир
которых вполне зрелые люди погружаются, стараясь уйти от повседневных житейских
проблем.

Проблема
компьютерных игр и их влияния на психику ребенка обсуждается с тех самых
незапамятных времен, когда персональный компьютер только начинал входить в
массовое употребление. Публикуемые на этот счет исследования одно другого
страшнее. По данным американских исследователей с медицинского факультета
Техасского университета, одно из самых вероятных и неприятных последствий
чрезмерного увлечения компьютером — эпилепсия.

Мало того, что на гармоничном
развитии малыша можно смело ставить точку, так вдобавок ко всему этот самый
компьютеризованный малыш может оказаться подверженным припадкам
“падучей”. Неврологи как могут помогают незадачливым родителям,
которым в свое время не пришло в голову ограничить любимому чаду доступ к
“игрушкам”.

Профессор детской неврологии Уильям Зингер из детской
клинической больницы на базе Техасского университета в Галвестоне разработал
список ценных указаний специально для таких случаев. Во-первых, нужно
убедиться, не сидит ли малыш ближе 60 см от монитора. Пропорционально диагонали экрана меняется и дистанция до стула с ребенком.

Раньше,
лет 8-10 назад, эффект мерцания относили на счет недостаточно качественных
мониторов. С тех пор качество мониторов принципиально улучшилось, но теперь
мерцание “обеспечивают” современные “стрелялки”, в которых
для достижения лучшего визуального эффекта применяется быстрая смена цветовой
палитры.

И, наконец, самая важная рекомендация: каждый час, проведенный за
стрелялками-бродилками, нужно прерываться на 15-минутный перерыв. Причем
родители, считает доктор, должны проследить, чтобы ребенок не смотрел в это
время телевизор, а занимался чем-нибудь более креативным — например, рисовал,
раскрашивал или читал.

Практика
показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышкой даже
в том случае, если впервые увидели компьютер гораздо позже, чем все остальные в
классе. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев,
как мастерски управляется с мышкой их трехлетний малыш, испытывают восторг.

Однако спустя год или два, когда ребенок подрастает, родители неожиданно
замечают, что за это время он так и не научился ничему новому — он просто
продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам. В раннем возрасте
умственные способности развиваются в процессе взаимодействия с окружающим
миром, а вовсе не потому, что ребенком управляет электронная машина,
отвлекающая его  от  других  видов  деятельности,  которые  более  полезны 
для  развития [4;

с. 15].

Некоторые
ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального
восприятия
у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее,
разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в
приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это
происходит постепенно и в разумных пределах.

Другими словами, не следует
насильно заставлять детей приобщаться к современным технологиям или превращать
компьютер в сиделку. При условии разумного использования компьютеры могут
помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей.
Порой бывает очень трудно подавить в детях любопытство к машинам, которые так
часто используют их старшие братья и сестры.

Дети видят, как их родители делают
что-то сидя за компьютером, и у них тоже возникает желание попробовать. Так в
каком же возрасте начинать? Этот вопрос также стал причиной споров врачей и
ученых. Одни рекомендуют детям держаться подальше от компьютеров как минимум до
семи лет. Другие считают трехлетний возраст самым подходящим для знакомства с
компьютером.

Если
взрослые люди делают свой выбор более или менее осознанно, то дети зачастую
становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо
подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от
долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему
миру, и к миру компьютеров тоже.

Многие изменения можно не заметить сразу
невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или
психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может
наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети
перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные
визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию.

  1. Зрение.
  • реальный мир заменяется виртуальным;
  • теряются коммуникативные способности. Проще найти друзей в интернете, чем вживую;
  • достижения в настоящей жизни заменяются на прохождение уровня какой-нибудь игры;
  • пропадает желание куда-либо выходить, что-либо делать;
  • избегаются контакты с другими людьми;
  • снижается аппетит;
  • ухудшается сон;
  • игнорируется учёба и домашние обязанности;
  • проявляется агрессия на любую попытку ограничить контакт с компьютером.

Литература

1.
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. –
Мысль. – М. – 1991.

2.
Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир
компьютеров.  – № 3. – 2004.

3. Академия
наук СССР. Институт психологии. Психология личности и образ жизни. Москва.
«Наука». – 1987.

4. Гордеева
А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. – К. – 2004.

5. Коган
Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М. – 1984.

6. Кучинский
Г. М. Психология внутреннего диалога. – Минск.
– 1988.

8.
Парыгин В. Д.
Научно-технический прогресс и про­блема самореализации личности // Психология
личности и образ жизни. – 2001.

9.
Патоки Ф.
Социально-психологические вопросы смены поколений // Социально-психологические
и нравственные аспекты изучения личности. М.- 1988. – С. 11.

10.
Практикум по общей психологии/Под ред. А. И.
Щербакова. М. 1990. – 287 с.

11.
Полька Н. Гігієнічні вимоги до роботи на
компьютері. Початкова школа. № 6. – 2000.

12.
 Разумова Т. Компьютерный
яд. // Наука и жизнь. – № 6. – 2002.

13. Рубинштейн
С. Л. Бытие и сознание. – М. – 1986.

14.
 Рубинштейн С. Л. Основы
общей психологии. М. – 1946. –  С. 684.

15.
 Рубинштейн С. Л.
Проблемы общей психологии. – М.- 1986.

      С. – 344—345.

16.
 Стиль жизни личности. – Киев. – 1982.

17.
 Томэ Г.
Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни //
Принцип развития в психологии. – М. 1978.

18.
 Фресс А., Пиаже Ж. Экспериментальная
психология., М. –
1986.

19.
 Хоперская О. Осторожно, компьютер! // Природа и
человек. Свет. – № 8. – 2000.

20.
 Шлимович Б. Компьютеры и дети. // Наука и
жизнь. – № 11. – 1998.

С какого возраста можно играть на компьютере?

Когда малыш совсем мал и только начинает познавать мир, ему интересно посмотреть забавные картинки на мониторе и понажимать клавиши.

В таком возрасте не объяснить слова «нельзя» или «хватит». Попытка увести их от компьютера закончится плачем и истерикой. Польза от этого сомнительная.

Детям предпочтительнее начать осваивать компьютер не раньше 3 — 4 лет. Они уже понимают слово «нельзя». И с ним можно договориться о времени.

Возраст × 3 = количество разрешённых минут. Далее полученные минуты × 3 = время отдыха.

Пример. Малышу 5 лет. 5 × 3 = 15 минут – игра за компьютером. 15 × 3 = 45 минут – отдых.

Профилактика вреда от компьютера

  • организация детского места для игры в компьютер;
  • правильное положение: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°. Расстояние от глаз до монитора не менее 70 см;
  • хорошее и правильное освещение;
  • зарядка после пребывания за компьютером с обязательным выполнением специальных упражнений для глаз;
  • ограничение времени пользования компьютером в зависимости от возраста;
  • тщательный подбор игр, учитывая индивидуальные особенности детей;
  • контроль за сайтами, которые посещает ребёнок при помощи специальных программ.

Чем заменить компьютер?

Многие родители только рады появлению компьютеров. Ведь это ещё один способ увлечь чадо и заняться своими делами. Но для тех, кто знает о вреде компьютера и хочет побольше проводить времени с детьми, эта информация будет полезна.

Как разнообразить досуг?

  • использовать развивающие и настольные игры;
  • проявить фантазию и придумать игры с безопасными предметами, которые есть дома;
  • прогулки на свежем воздухе. Лучше позвать на прогулку других детишек или познакомиться с ними на улице;
  • посещать развивающие кружки и спортивные секции;
  • совместное чтение книг, разучивание стихов и песен, прослушивание музыки;
  • занятие рукоделием или другим творчеством.

И это далеко не весь список. С ребёнком можно заняться чем угодно. Главное – найти время и желание.

Мы живем в эпоху развитых информационных технологий. Без знания компьютера современному человеку будет сложно. Стоит относиться спокойно к тому, что наши дети рано или поздно освоят эту «чудо-машину». Это поможет им в обучении и в поисках хорошей работы.

Главное – помнить о вреде, который может принести компьютер, если не соблюдать элементарные правила пользования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Полезная еда
Adblock detector